ЗЛОЙ ДУХ

Понятия <злой дух>, <нечистый дух> и <бес> употребляются в Новом Завете как синонимы. Все они относятся к духовным существам, служащим сатане, исполняющим его волю и находящимся в его власти. Эти бесплотные существа могут не только досаждать человеку, но и подчинить его себе.

В Новом Завете духов зла обычно обозначают три взаимозаменяемые понятия:

1.Злой дух (греч. pne\~uma ponhr'on, пн\'евма понер\'он)

В Евангелиях и Деяниях это слово встречается 8 раз. Слово ponhr'os, понер\'ос\/ употребляется также по отношению к самому сатане в выражении <o ponhr'os, о понер\'ос --- <злой>, <лукавый>. Более подробный анализ см. в статье САТАНА.

Лк~7:21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Лк~8:2 И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемого Магдалиною, из которой вышли семь бесов... Деян~9:12 ... на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них. Деян~19:15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

2.Нечистый дух (греч. pne\~uma >ak'ajarton, пн\'евма ак\'атартон)

Это понятие встречается в Евангелиях, Деяниях и Откровении 23 раза.

Мф~10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Мф~12:43 Когда нечистый дух выйдет из человека... Мф~1:23--26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый сотрясши его и вскричав громким голосом вышел из него. Мк~3:11 И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты --- Сын Божий.

3.Бес (греч. daim'onion, дайм\'онион)

Однокоренное с ним слово da'imwn, д\'аймон\/ (без уменьшительного суффикса) фигурирует в греческом Новом Завете только в одном месте (по изданию GNT) --- в Евангелии от Матфея 8:31. По своему значению оно абсолютно идентично слову дайм\'онион.

Мф~11:18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Мк~3:14--15 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов... Лк~8:27--30 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из этого человека; потому что он долгое время мучил его, так --- что его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни! Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. Лк~9:49 При этом Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Все эти понятия --- <злой дух>, <нечистый дух> и <бес> --- взаимозаменяемы. Обратите внимание на то, что:

(1) В параллельных описаниях одних и тех же событий в разных Евангелиях могут употребляться разные термины, если они имеют одинаковое значение. Сравните, например, Мф~10:1 (<власть над нечистыми духами>) с параллельным отрывком у Мк~3:15 (<власть ... изгонять бесов>).

(2) Иногда в одном и том же описании по отношению к одним и тем же бесплотным существам употребляются разные термины. Например, в Лк~8:27--30 (процитированном выше) выражения <нечистый дух> и <бес> обозначают одно и то же.

Эти примеры показывают, что между этими тремя терминами нет разницы. Это синонимы, которые могут употребляться как альтернативные варианты.

Характеристики, которые дает злым духам Писание:

а.Это бесплотные существа, обладающие независимым бытием, а не духи умерших людей. Ни одно из употребляющихся в оригинале соответствующих греческих слов не используется для обозначения духов умерших.

б.Злые духи служат сатане (Мк~3:22--27). Иногда они ассоциируются с падшими ангелами, присоединившимися к сатане в его бунте против Бога (Откр~12:7--9).

в.Злые духи имеют имена:

Мк~5:9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

г.Они могут подчинять себе людей, а после этого вредить им самым разными способами:

---Они могут сделать человека агрессивным, а действия его --- саморазрушительными.

---Они могут заставлять его биться в конвульсиях, изрыгая пену из рта. Ср. Мф~17:15--18 (также Мк~9:17--27); Мк~5:2--5.

---Они могут сделать его немым. Ср. Мф~9:32.

д.Они могут заставить находящегося в их власти человека нападать на окружающих (Деян~19:16).

е.Они могут говорить и поддерживать разговор (Мф~8:29--32).

ж.Они часто громко вопят и кричат (Мк~5:7; Лк~9:39).

Наиболее распространенные выражения с этими понятиями:

По отношению к человеку, находящемуся во власти злого духа, обычно употребляется четыре выражения:

(1) В греческом оригинале встречается глагольная форма dai\-mo\-n'i\-zo\-mai, даймон\'изомай, буквально означающая `беситься', т.~е. подпадать под власть беса/злого духа. В переводе такие люди, как правило, называются <бесноватыми> (Ин~10:21). Выражение <одержимый бесом> может адекватно передавать ту же мысль, указывая на то, что человека мучает бес, что он находится в его власти, т.~е. что бес заставляет его исполнять свою злую волю.

Мф~8:33 Пастухи же побежали и пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. Мф~15:22 ... дочь моя жестоко беснуется. JBP ... Дочь моя жестоко страдает --- бес вселился в нее! Мк~1:32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

(2) О человеке может быть сказано: в нем нечистый дух (Мк~3:30; 7:25), или в нем бес (Мф~11:18; Лк~8:27; Ин~7:20), или имеющий нечистого духа бесовского (Лк~4:33). В Ин~10:20--21 в первом случае использовано выражение <он имеет беса> (греч. daim'onion >'eqw, даймонион эхо), а во втором --- слово <бесноватый> --- собственно: <беснующийся> (греч. daimoniz'omenos, даймониз\'оменос), причем оба они передают один и тот же смысл.

(3) Человек в духе нечистом; одержимый духом нечистым (Мк~5:2).

(4) Человек, досаждаемый нечистыми духами, страдающий от нечистого духа (греч. причастие от глагола >oql'eomai, охл\'еомай или >enoql'ew, энохл\'ео --- досаждать) Лк~6:18. Все эти слова и выражения могут быть использованы как альтернативные варианты, поскольку все они имеют сходное значение.

Есть также два выражения, обозначающих изгнание злых духов из человека, находящегося в их власти.

(1) Изгонять бесов (греч. глагол >ekb'allw, экб\'алло) (Мф~7:22; 9:33; 10:8 и др.). Это выражение, как правило, обозначает процесс освобождения человека от злого духа при помощи властного приказа (повеления).

(2) Бес выходит из человека (греч. глаголы >ex'erqomai, экс\'ерхомай или >ekpore'uomai, экпор\'евомай) (Мк~7:29; Лк~11:14; Деян~9:12). Так обычно говорят, когда злой дух покидает свою жертву. При переводе на некоторые языки необходимо уточнение: <выходит из кого-то> или <оставляет кого-то>.

Другие слова для сравнения

(1) Диавол (Мф~4:1) или сатана (Ин~13:27; Деян~26:18). В Откр~12:9 дано определение этих понятий:

Откр~12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его...

Злые духи (нечистые духи, бесы) служат сатане. Если греч. ди\'аболос стоит в единственном числе, оно синонимично сатане, а если во множественном --- бесам. См. статью САТАНА.

Особый случай

Ин~6:70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

Здесь Иисус предрекает то время, когда в Иуду вселится сатана (Лк~22:3). В Септуагинте --- греческом переводе Ветхого Завета --- словом ди\'аболос часто переводится древнееврейское слово сат\'ан, означающее <сатана>, <противник>, враг, прикидывающийся другом>. Перевод Ин~6:70 можно снабдить пояснением: <враг, ставший на сторону сатаны> или <человек, уподобившийся сатане>.

(2) Ангел Мф~25:41; 2~Петр~2:4; Иуд~6; Откр~12:7, 9.

Злые духи --- это часть ангелов, последовавших за сатаной, восставшим на Бога. За это они вместе с ним были низвержены с небес. В Библии злые духи называются <ангелами> только тогда, когда при этом слове есть определение, указывающее на их падение или отражена их принадлежность Сатане. См. статью АНГЕЛ в значении 2.

(3) Мироправители (греч. kosmokr'atwr, космокр\'атор) тьмы века этого, начальства (>arqa'i, арх\'ай) и власти (>exous'iai, эксус\'иай)

Еф~6:12 Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных. Кол~2:15 Отняв силы у начальств и властей...

Здесь подчеркивается большая власть, которой обладают злые духи в своей борьбе против человечества. Существует целая иерархия злых духов, подобно тому, как есть иерархия ангелов Божиих.

См. также анализ выражения <стихии мира> в Кол~2:8, 20 и вещественные начала Гал~4:3, 9 в статье МИР.

(4) Дух прорицательный (греч. pne~uma p'ujwn, пн\'евма п\'ютон)

Хотя в данном случае ничто прямо не указывает на то, что это --- злой дух, тем не менее <дух прорицательный>, о котором говорится в Деян~16:16, несомненно принадлежит к той же группе. Такие духи дают человеку власть знать, что происходит в мире духов. Это позволяет ему предсказывать будущее. Во Второзаконии 18:10--12 такие духи определяются как злые. Обратите внимание, апостол Павел изгоняет этого духа как имеющий на это власть, подобно тому как он изгоняет и других бесов.

Деян~16:16,18 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим... Павел, вознегодовав, ... сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее.

(5) Духи бесовские

Выражение <духи бесовские> (греч. pne'umata daimon'iwn, пн\'ев\-ма\-та дай\-мон\'ион <духи бесов>) встречается в Откр~16:14. В Откровении описывается их способность творить знамения и чудеса.

Откр~16:13--14 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка духов нечистых. подобных жабам: это --- бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в тот великий день Бога Вседержителя.

(6) Бесовский

Прилагательное <бесовский> (греч. daimoni'wdhs, даймони\'одес) встречается только в Соборном послании апостола Иакова 3:15 и означает: <исходящий от злого духа>.

Иак~3:15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.

Варианты перевода выражений <злой дух>, <нечистый дух> и <бес>

Как уже отмечалось выше, термины <злой дух>, <нечистый дух> и <бес> имеют одно и то же значение и употребляются в Библии как синонимы. Вполне вероятно, что при переводе на рецепторный язык не удастся найти альтернативных эквивалентов, полностью совпадающих по смыслу. В таком случае все три термина можно переводить одним подходящим словом или выражением. В каких духов верят люди, говорящие на целевом языке? Есть ли среди этих бесплотных существ такие, чьи характеристики совпадали бы с характеристиками злых духов? Адекватными их можно признать только в том случае, если они обладают хотя бы несколькими из перечисленных выше особенностей, присущих самой природе злого духа в библейском понимании этого термина. Воздержитесь от использования для перевода слов и выражений, употребляющихся для обозначения духов предков, дабы избежать искажений смысла. Духи предков --- это духи умерших людей, тогда как злые духи --- изначально бесплотные духовные существа. Постарайтесь найти такое слово, которое обозначало бы (а) самостоятельное в своем бытии духовное существо и (б) существо злое и враждебное Богу.

Если в целевом языке есть нейтральное слово, обозначающее самостоятельное духовное существо (т.~е. не несущее ни положительной, ни отрицательной окраски) можно использовать его, добавляя соответствующее определение, например, <дух сатаны> или <дурной дух> (однако, будьте осторожны при употреблении слова <дурной>: см. статью ГРЕХ).

Рекомендации для дополнительного чтения:

Loewen J. Understanding the World of the Supernatural. Practical Anthropology. Vol.~12, ~4, July-Aug. 1965, с.~183--187.