ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Греч. существительное >arqiere'us, архиер\'евс <первосвященник> употребляется в двух различных значениях:

1.В единственном числе оно означает главу всех священников --- Первосвященника (иначе --- Великого священника).

2.Во множественном числе это слово употребляется по отношению верховных священников, возглавляющих священническую иерархию.

Более детальный анализ слова <священник> см. в статье СВЯЩЕННИК.

1.Первосвященник (Великий священник)

В единственном числе, греческое слово архиеревс почти всегда означает единственного верховного священника, начальника всей священнической иерархии, избранного на особое служение. Оно совершается первосвященником один раз в год, в День Очищения, когда он, облачившись в особые одежды (Исх~28), может войти в Святая Святых, чтобы окропить ковчег завета кровью жертвенных животных, принося тем самым очистительную жертву, избавляющую людей от грехов (Лев~16; Евр~9:7). В Послании апостола Павла к Евреям (Евр~5:1-4; 8:3 и Евр~9:23--26) описываются обязанности Первосвященника. В Ветхом Завете Первосвященник принимал помазание елеем, символизирующее его избранничество (Исх~29:7; 21:10) и власть, данную ему Богом. Обычных священников поставляли без помазания елеем. По ветхозаветному Закону Первосвященник исполнял свое служение пожизненно. В новозаветные времена Первосвященник исполнял также функции председателя Синедриона (иудейского Верховного Суда). Тем самым он был верховным судьей и обладал огромным влиянием и властью.

Мф~26:56--65 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе, первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины... И тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!...

См. также: Мк~14:53--63; Ин~18:13.

Более широкое значение

В Послании к Евреям проводится сравнение Христа с Первосвященником. И хотя Иисус не происходил из рода Ааронова, подобно остальным Первосвященникам, апостол Павел все же причисляет Его к их числу по следующим причинам:

а.Он, подобно Первосвященнику, принес искупительную жертву за грехи людские. Только обычный Первосвященник приносил в жертву животных, а Христос принес в жертву Самого Себя (Евр~9:26, 28).

б.Подобно Первосвященнику, Он вошел в святилище Божие от лица всех людей (Евр~9:12).

2.Священноначальники, первосвященники

Во множественном числе греч. существительное архиеревс\/ означает вообще верховных священников. <Множественное число... обозначает членов Синедриона, принадлежавших к первосвященническим родам: высших членов священнической иерархии, уже отбывших эти должности, а также взрослых мужчин из наиболее выдающихся священнических семей> [Арндт и Гингрич]. Иеремия говорит, что последние должны занимать верховные священнические посты при Храме. В любом случае, это --- группа наиболее влиятельных людей в священнической иерархии.

В этом значении слово архиеревс только один раз употребляется в единственном числе --- в Деян~19:14: <Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы>. Этот Скева не внесен в официальный список Первосвященников. Таким образом, можно сделать вывод, что он был не Первосвященником, а просто одним из членов высшей священнической иерархии. Священноначальники были зачастую тесно связаны с другими влиятельными группами, особенно с книжниками и старейшинами. Анализ значения слова <книжник> см. в статье КНИЖНИК. Что же касается <старейшин>, то это были члены Верховного Суда (синедриона), будучи выходцами из знатных, но не священнических родов.

В Новом Завете об этой связи священноначальников с другими группами влиятельных лиц, свидетельствуют следующие словосочетания:

<первосвященники и начальники>, т.~е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона.

Лк~23:13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ ...

Также: Лк~24:20; Деян. 25:2: первосвященник и знатнейшие из иудеев.

<старейшины и первосвященники и книжники>, т.~е. члены Синедриона

(Порядок их перечисления в разных источниках различен).

Мф~16:21 ... что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников...

См. также: Мф~26:41; Мк~8:31; 11:27; 14:43, 53; 15:1; Лк~9:22; 20:1.

См. также: Лк~19:47: Первосвященники же и книжники и старейшины народа.

<первосвященники и книжники>

(Порядок, в котором они перечисляются, в разных источниках разный)

Мф~2:4 И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

<первосвященники и фарисеи>, т.~е. священноначальники и наиболее влиятельные фарисеи --- члены Синедриона.

См.: Мф~21:45; 27:62; Ин~7:32, 45; 11:47, 57; 18:3.

<первосвященники и старейшины>

Мф~21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа...

См. также: Мф~26:3, 47; 27:1, 3, 12, 20; Деян~4:23; 23:14; 25:15.

<первосвященники и старейшины и весь синедрион> (т.~е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона)

Мф~26:59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти.

<начальник стражи и прочие первосвященники>, т.~е. начальник храмовой стражи и прочие верховные священники.

Деян~5:24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

<первосвященники и начальники>

Лк~22:4 И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

Скорее всего, во множественном числе слово <начальник> (греч. strathg'os, стратэг\'ос) означает начальника храмовой стражи и его помощников, занимающих видное место в иерархии Иерусалимского Храма.

<первосвященники, начальники храма и старейшины>

См. Лк~22:52.

<первосвященники и служители>

См. Ин~19:6.

<священник>

См. статью СВЯЩЕННИК.

Варианты перевода слов <первосвященник> и <первосвященники>:

Обратите внимание: нужно различать три основные группы:

<священники> --- более общий термин, подразумевающий вообще всех священнослужителей. Более подробно о вариантах перевода этого слова см. статью СВЯЩЕННИК.

<Первосвященник> --- только верховный священник, глава священнической иерархии.

<первосвященники> --- немногочисленная группа членов высшей священнической иерархии.

Во многих языках при переводе можно отталкиваться от ключевого понятия <священник> и модифицировать его:

священник (варианты см. в статье СВЯЩЕННИК)

главные/верховные священники (первосвященники)

самый главный священник, начальник всех священников, глава священников (Первосвященник)

При переводе на некоторые языки можно последовать примеру греческого оригинала, где слова <Первосвященник> и <первосвященники> различаются лишь по их употреблению в единственном или множественном числе, в зависимости от контекста. Однако в этом случае необходимо каждый раз тщательно анализировать текст, чтобы не произошло искажения смысла. Кроме того, эти термины нужно внести в глоссарий и снабдить необходимыми пояснениями, раскрывающими существующую между ними разницу.

Примечание относительно перевода слова <Первосвященник> в Евангелии от Иоанна (Ин~18:15--24).

В данном случае возникает проблема, связанная с толкованием слова <Первосвященник>, поскольку здесь оно употребляется по отношению к двум разным людям.

В стихе 13 утверждается, что в тот год первосвященником был Каиафа. По поводу Анны говорится, что он был тестем Каиафы. Возможно, они жили в одном доме. Именно в дом Анны вначале привели Иисуса.

В стихах 15--18 под <Первосвященником> подразумевается именно Каиафа. Однако в стихе 19 слово <Первосвященник> относится к Анне, поскольку именно к нему привели Иисуса на допрос (стих. 13). Более того, в 24 стихе утверждается, что допросив Иисуса, Анна послал Его к Первосвященнику Каиафе. А раз после допроса, описанного в стихах 19--23, Анна отослал Иисуса к Каиафе, значит сам Каиафа в допросе не участвовал. Таким образом, стихи 19--24 нельзя считать параллельным текстом к Мф~26:59--66; Мк~14:55--64 и Лк~22:66--71. Исторический контекст описанных в данном отрывке событий таков: за несколько лет до того, как Иисус вышел на Свое служение, Первосвященником был Анна. Однако римский прокуратор сместил его с этой должности. В течение трех последних лет на этом посту сменилось четыре человека. Последним из них был Каиафа, зять Анны. Что же касается последнего, то он, хоть и лишился официального титула Первосвященника, по-прежнему пользовался среди иудеев большим влиянием. Кроме того, по иудейской традиции, бывшего Первосвященника продолжали называть этим титулом и после того, как он оставлял свой пост. Из Лк~2:3 и Деян~4:6 можно заключить, что Анна пользовался не меньшим, если не большим, авторитетом, чем его зять.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. London: SCM Press and Philadelphia: Fortress Press, 1969, с.~147--181.