ПРИТЧА

Притча (греч. parabol'h, парабол\'э) --- это изречение или история, имеющая двойной смысл. Рассказчик говорит об одном, но в действительности с помощью своего рассказа иллюстрирует некую скрывающуюся за этим истину. Как правило, пояснений к такому рассказу не делается; слушатель должен сам додуматься до скрытой за ним истины.

Характер и назначения притч в Новом Завете

Несколько примеров:

Притча о безрассудном богаче (Лк~12:16--21):

Иисус говорит об одном богатом землевладельце, собравшем много запасов, не неожиданно умершем, не успев воспользоваться ими. С помощью этой истории Он учит, что неразумно копить добро на земле, не заботясь о том, чтобы угодить Богу.

Притча о сеятеле, сравнивающая Царство Небесное с посеянным в разную почву зерном (Мф~13:1--23):

Иисус рассказывает о человеке, вышедшем сеять и кинувшем семена на разную почву. Он учит о том, как распространяется слово Божие в мире и о том, как по-разному люди его воспринимают.

Притча о горчичном зерне, с которым сравнивается Царство Небесное (Мф~13:31--32):

Иисус рассказывает о том, как маленькое зернышко превращается в большое растение. Этим Он учит, что дела Божии в этом мире могут казаться незначительными, а на самом деле являться великими.

Притча о закваске, с которой сравнивается Царство Божие (Мф~13:33):

Иисус говорит о закваске, поднимающей тесто. Этим Он учит о том, как слово Божие распространяется среди людей.

Некоторые притчи сам рассказчик определяет именно как притчи. Некоторые из них предваряются словами: <Еще подобно Царство Небесное...> или: <Царство Небесное подобно...> Другие называют притчами автор Евангелия. Например:

Лк~20:9 И начал Он говорить к народу притчу...

Есть притчи никак не обозначенные. Их можно определить только по содержанию (например: Мк~2:19; 3:27). Часто на это указывает то, что рассказчик использует в своем повествовании риторические вопросы или пословицы. Для переводчика крайне важно определить, что это именно притча, и найти в рецепторном языке адекватный эквивалент, в полной мере передающий смысл повествования и позволяющий читателю также распознать, что это --- притча, т.~е. форма иносказания.

Обычно притчи используются для того, чтобы помочь слушателям понять и запомнить то, чему их учат. Иногда ими пользуются еще для того, чтобы открыть учение лишь некоторым из слушателей, оставив остальных до времени в недоумении. Иисус объясняет, почему Он пользуется притчами в Мф~13:10--17 (также Мк~4:10--12; Лк~8:9--10). Как правило, Иисус не объясняет смысл Своих притч (предоставляя слушателям самим доискиваться до их истинного смысла). Только в двух случаях Он делает исключение и объясняет смысл рассказанных притч Своим ученикам, в ответ на их просьбы об этом. (Притча о сеятеле объясняется в Мф~13:18--23; Мк~4:13--20; Лк~8:11--15, а притча о пшенице и плевелах --- в Мф~13:37--38).

Более широкое толкование слова <притча>

В некоторых языках слово <притча> имеет только одно значение --- история или пространное сравнение с двойным смыслом. Однако слово, используемое в греческом оригинале, может означать не только подобные истории, но и любые другие аллегории и сравнения, используемые в <духовно-педагогических> целях. Так, слово парабол\'э\/ переводится как <притча> в Мф~15:15 и Мк~7:17.

Мк~7:14--17 И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

В Лк~4:23 греческое слово парабол\'э\/ переводится архаизмом <присловие>:

Лк~4:23 ... конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя...

Обратите внимание: в обоих случаях подразумевается изречение, имеющее двойной смысл. В обоих случаях оно используется как иллюстрация к учению, подчеркивающее содержащуюся в нем истину. Пословицу (присловие) отличает лишь краткая, зачастую афористичная, форма. Это --- хорошо известные всем изречения, в то время как притча представляет собой авторский оригинальный текст, иногда довольно пространный и даже имеющий форму законченного рассказа.

Другое греческое слово, имеющее сходное значение:

В оригинальном греческом тексте Евангелия от Иоанна слово парабол\'э не употребляется. Евангелист Иоанн предпочитает другое греческое слово --- паройм\'иа, имеющее очень близкое, почти идентичное слову парабол\'э значение. Этот термин встречается в Евангелии от Иоанна трижды.

Ин~10:6 [по поводу изречения о пастыре и о чужом] Эту притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Ин~16:25 До этого времени Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. Ин~16:29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой.

При переводе можно использовать тот же эквивалент, что и при переводе слова парабол\'э в других Евангелиях.

Слово paroim'ia, паройм\'иа встречается также в 2~Петр~2:22 и в контексте данного послания, как правило, переводится как <пословица>.

2~Петр~2:22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Общая классификация употреблений слова <притча> \\ в Новом Завете:

Как мы видим, в Новом Завете слово <притча> используется по-разному. Оно может означать:

а.Иллюстрацию, взятую из повседневной жизни. Эти иллюстрации могут быть пространными, как притча о сеятеле (Мф~13:1--9), или краткими, сфокусированными на чем-то одном, как притча о закваске (Мф~13:33), или о жемчужине (Мф~13:45--46).

б.Рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (в некоторых случаях это может быть описание реальной ситуации). Например: притча о неправедном судье (Лк~18:1--8); притча о блудном сыне (Лк~15:11--32).

в.Историю, используемую в качестве иллюстрации благодаря тому, что она имеет для иудеев особое символическое значение. Например: притча о виноградарях (Мф~21:33--41), отталкивающаяся от традиционного сравнения Израиля с виноградником Божиим (Ис~5:1--7), или притча о брачном пире (Мф~22:1--14), отправной точкой для которой стала мысль о празднике в честь Мессии, когда Он придет.

Встречаются и другие притчи, характерные для традиционной еврейской культуры. Например, Мф~7:9--11 говорит об отношении отца к сыновьям, а Лк~17:7--10 описывает отношение хозяина к рабам. В Новом Завете эти сравнения не определяются как притчи, хотя и содержат в себе иллюстрацию или пример, относящийся к определенному поучению.

Варианты перевода:

В целом, слово <притча> можно определить так:

1.История или иллюстрация некоего поучения, содержащая описание событий, взятых из жизни

2.Повествование, содержащее некую духовную или нравственную истину

3.Рассказ, в котором содержится скрытое поучение. Причем, прямого объяснения в притче нет; слушатели должны сами размышлять и доискиваться до заложенных в ней духовных истин

Определяя, каким образом перевести слово <притча>, полезно составить список всех существующих в рецепторном языке слов, попадающих в этот спектр значений. Отметьте, в чем эти слова совпадают, а в чем разнятся друг от друга. Затем остановите выбор на одном, которое, на ваш взгляд, окажется по значению ближе всего к оригинальному греческому термину, использованному в каждом конкретном случае. В некоторых языках целесообразно прибегнуть к различным выражениям, в зависимости от контекста. В других языках, возможно, одно слово охватывает весь спектр значений, как в греческом оригинале. Во многих африканских языках, как правило, есть слово, которое применимо к любому изречению, имеющему скрытый смысл, включая пословицу. Его вполне можно использовать как эквивалент слова <притча>.

Несколько случаев особого употребления \\ греческого слова <параболэ>:

В приводимых ниже примерах, некий материальный объект с учетом особенностей его проявлений в мире становится иллюстрацией истин духовного порядка.

а.В Мф~24:32 (а также Мк~13:28) греческое слово парабол\'э переводится как <подобие>:

Мф~24:32--33 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все это, знайте, что близко, при дверях...

Вариант перевода Мф~24:32:

Усвойте урок, который дает нам смоковница...

б.В Евр~9:9 слово парабол\'э использовано по отношению к тому, как ветхозаветные события проясняют духовные реалии Нового Завета. Речь идет о духовной символике. Ритуальная основа Закона Моисеева --- ожившая притча, каждая деталь которой представляет некую духовную истину. Для обозначения такого рода символики подходит и слово <аллегория>. См. также анализ Гал~4:24 в разделе <Другие слова для сравнения>.

Евр~9:8--9 [речь идет о сравнении между ветхозаветными временами, когда в жертву приносились животные, с новозаветными, начавшимися с того, что Иисус Христос принес в жертву Себя]. Этот Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени...

Вариант перевода Евр~9:9:

Все эти предметы представляют собой прообраз...

Это знамение...

Это иллюстрирует то, что происходит сейчас...

в.Есть еще один случай использования слова парабол\'э:

Евр~11:19 [речь идет о тех временах, когда Авраам был готов принести сына своего Исаака в жертву Богу] Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

И хотя на самом деле Исаак не умер и не воскрес, он прообразовательно как бы умер и восстал из мертвых, --- прообраз --- реализация которого осуществилась в лице Христа.

Вариант перевода Евр 11:19:

Авраам глубоко верил в то, что Бог может воскресить человека из мертвых. И поскольку он так веровал, для него Исаак как бы действительно умер, и Господь, воскресив его из мертвых, вернул сына Аврааму.

Другие слова для сравнения:

<иносказание> (греч. >allhgor'ew, аллегор\'эо --- <говорить иносказаниями>)

Гал~4:24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь...

Иносказание --- это рассказ о событиях, зачастую действительно происходивших когда-то, детали которого имеют символическое значение. Гал~4:21--31 упоминает об истории двух жен Авраама и объясняет, как они символизируют Ветхий и Новый Заветы Божии. При переводе на некоторые языки это слово можно перевести так же, как термины <притча> и <пословица>, если оно относится к любому высказыванию, имеющему второй, скрытый смысл.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Bearth T. Should we tell the solution together with the riddle? $\Vert$ NOT. ~77, 12--79.