Царство, установленное Богом

Росс Джоунс

Ross Jones. The Kingdom that God Established. In: Notes on Translation. Vol. 13, Num. 1, 1999.

Росс Джоунс является членом SIM International. В течение шестнадцати лет он жил среди народа боко в Республике Бенин, где перевел Библию на язык боко, опубликованную в 1992 году. С тех пор Росс занимается адаптацией Библии боко для соседних народов бокобару и буза, живущих в западной части Нигерии. Он имеет докторскую степень по лингвистике, полученную в Университете Монаш в Мельбурне (Австралия). Его диссертация посвящена описанию языковой группы боко/буза.

Данная статья появилась как ответ на публикацию Дэвида Росса под названием "Перевод понятия 'Царство Божие' для мусульманской аудитории" (Notes on Translation 10(1):32-44). В процессе перевода Библии боко в мусульманском регионе Западной Африки мы обнаружили то, что по моему мнению является решением при переводе выражения 'Царство Божие' на боко, которое, с одной стороны, совместимо с мусульманским учением, а с другой стороны, последовательно отражает важнейшие богословские концепции, присущие данному выражению.

1. 'Царство' - это 'царствование', 'правление'

Царство Божие является центральным понятием, которое пронизывает все учение Христа. Сразу после крещения Иисус проповедовал, что "Царство Божие близко" (Мк. 1:15). В течение сорока дней после воскресения Он рассказывал им о Царстве Божием (Деян. 1:3). В конце книги Деяний мы находим Павла, заключенного в тюрьме в Риме, где он "проповедовал Царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно" (Деян. 28:31). Если мы думаем, что это понятие сегодня не столь актуально, то может быть от того, что мы не вникли в его суть.

Почему же мы теряемся? Многие толкования и переводы не дают однозначного ответа на этот вопрос. Мы испытываем недоумение от того, что в русском языке, например, царство означает территорию, находящуюся во владении царя. Но по-гречески и по-еврейски основным значением 'царства' является не конкретная территория, а право царя управлять. В боко мы легко можем найти эквивалент для 'царства' в данном абстрактном значении. Это общее слово, означающее 'должность во власти или правлении'. Независимо от того, кем вы являетесь - главой дома, председателем комитета, старостой деревни, правителем региона - должность, которой вы обладаете, является вашей kpala. Слово, означающее должность, не имеет отношения к слову, которым обозначается тот, кто ею обладает, как, например, царство относится к царю в русском языке. Это также будет справедливо и для греческого и еврейского языков.

2. 'Царство' является политическим понятием

Даже у тех, кто сегодня рассуждает о Царстве Божием, правомерно спросить, действительно ли они понимают значение этого словосочетания. Проповедники говорят о созидании, расширении и упрочении Царства. Все перечисленные выражения чужды Писанию. Они относятся скорее к конкретной идее царства, чем к абстрактному представлению о правлении. Если 'Царство' имеет отношение к царствованию или правлению, то как можно его созидать или упрочить? Такие определения, как 'Присутствие Божие правит в жизни людей', 'эта динамическая новая жизнь во Христе' или 'новое общество Божие' не способны передать саму идею о Царстве, чего с успехом достигают выражения, которые использованы в статье Дэвида Росса, опубликованной в 1995 году. Несмотря на то, что 'уверование во Христа', 'жизнь на небесах вместе с Богом', 'достижение вечной жизни' и 'новая жизнь в Господе' являются христианскими понятиями, на самом деле они имеют мало отношения к идее, лежащей в основе слова 'Царство'. Спасение и все, что ему присуще, является благословением, которое можно обрести в Царстве Божием, но основное значение 'Царства' не имеет никакого отношения к спасению, поэтому переводить его этим словом не следует.

Евреи ожидали наступления Царства, которое было бы еврейским и политически, и географически. Своим ученикам Христос говорил через притчи о Царстве, которое является не только иудейским (Царь - иудей), но и вселенским, не только политическим, но и духовным. Это Царство будет провозглашено только тогда, когда возвратится Царь, и, если вы верите в буквальное наступление тысячелетия, оно примет географические очертания.

3. 'Царство' с двух позиций: владелец или источник

Нам часто говорят, что Царство Божие представляет собой универсальное правление Бога, несмотря на то, что царем в нем является Христос. Означает ли выражение 'Царство Божие', что Бог - владелец Царства или что Он его источник? В Новом Завете можно обнаружить много выражений с определением 'Божий' и мы инстинктивно толкуем их как 'принадлежащий Богу'. Однако греческий родительный падеж выражает различные отношения внутри словосочетания:

Агнец Божий [Агнец, которого дает Бог] (Ин. 1:29)

Царство Божие [Царство, установленное Богом] (Ин. 3:3)

любовь Божия [любовь, которую дарует Бог] (Ин. 5:42)

хлеб Божий [хлеб, который дает Бог] (Ин. 6:33)

слава Божия [слава, данная Богом] (Ин. 12:43)

всеоружие Божие [всеоружие, предоставленное Богом] (Еф. 6:11)

мир Божий [мир, данный Богом] (Фил. 4:7)

Евангелие Божие [Евангелие, которое дал Бог] (1 Фес. 2:8)

Д-р Барклай Ньюман (Barclay Newman 1974:433) утверждает, что среди ученых-библиистов принято считать, что слово 'Царство' в этом словосочетании своим основным значением имеет 'царственное правление Бога', где основное внимание направлено скорее на действительное правление Бога, а не на царство или территорию, над которой Он осуществляет Свое правление. Для христиан народа боко, живущих в обществе, где доминируют мусульманские взгляды, это трудно понять. "Если Царство Божие представляет собой царственное правление Бога", спрашивают они, "почему тогда Христос говорил о Царстве Божием, которое наступит? Разве Бог уже не является властителем всего создания? Если Царство Божие является царственным правлением Бога, то как мы можем владеть им и наследовать его? (как в Мф. 5:3, 10)?"

С моей точки зрения, на этот вопрос можно ответить, признав тот факт, что в некоторых своих употреблениях выражение 'Царство Божие' означает царство, которым владеет Бог, т. е. правление, которое Бог осуществляет над всей вселенной, а в других случаях оно служит для обозначения Царство от Бога или Небесное Царство, которое Он установил среди людей на земле, царство, которым в ранние времена правили Давид и Соломон и над которым впоследствии воцарится Христос. Герман Риддербос (Herman Ridderbos 1962:4) пишет:

Здесь следует различать две вещи. В первую очередь Ветхий Завет говорит как об общем, так и об особом роде царствования Господа. Первый подразумевает вселенскую власть и суверенитет Бога над всем миром и всеми народами, которые берут свое начало в создании неба и земли. Второй род царствования означает особые отношения между Богом и Израилем.

Недоумение возникает тогда, когда люди не различают эти два царства. Царство Божие - это царство в Царстве, меньшее из которых представляет собой земное царство, которое создал Бог и которым Он управляет посредством человеческих правителей. Для мусульман и всех нас очень важно понять, что Царство Божие в Новом Завете - это земное царство, в котором царем является Христос. В конечном итоге Бог управляет и этим царством тоже, что и отражает некоторая двусмысленность данного выражения.

4. Корни Царства Божия в Ветхом Завете

Ветхий Завет учит, что между двумя царствами есть различия. В псалмах мы читаем о верховной власти Бога над вселенной. Здесь в выражении 'Царство Божие' выражает настоящую идею принадлежности. "Ибо Господне есть царство, и Он - владыка над народами" (Пс. 21:29) и "Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает" (Пс. 102:19).

Однако в Книгах Паралипоменон мы читаем о другом царстве, не о верховном правлении Бога, но о царстве, которое Он установил на земле. В этом случае говорится о Царстве Божием в аблятиве. "Из всех же сыновей моих, - ибо много сыновей дал мне Господь, - он избрал Соломона, сына моего, сидеть на престоле царства Господня над Израилем" (1 Пар. 28:5). Бог сказал Давиду о Соломоне через пророка Натана: "Он построит дом имени Моему, и я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцем, и он будет мне сыном" (2 Цар. 7:13-14). Этот отрывок говорит о Соломоне, но в конечном итоге подразумевает Христа, о котором пророчествовал Исайя (9:6-7).

Ссылки на Царство Божие в Ветхом Завете, где речь идет о Его правлении над всякой тварью, должны передаваться выражением "Царство Божие". Хотя оно не встречается в Ветхом Завете, во 2 Пар. 13:8 и 2 Пар. 9:8 говорится о 'царстве Господнем' в отношении дома Давида. Царица Савская произносит следующие слова: "Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа, Бога твоего." Выражение, которое встречается в Новом Завете, служит для обозначения земного царства, в котором царем является Мессия. На язык боко мы переводим его как 'Царство, которое пришло от Бога' или 'Царство, которое установил Бог.'

Иисус Христос и апостолы учили, что Царство Божие - это не владычество Бога над всей вселенной; скорее оно представляет собой Царство, которое Бог установил в противовес царствам, учрежденным людьми. (Их противопоставляет Даниил в Дан. 2:31-45 и 7:13-14.) Оно имеет корни в Царстве Израиля, и в самом деле царем в нем всегда является иудей. В Новом Завете внимание сосредоточено не на Боге, Который является царем; Он правит через человека, Своего Сына, Которого Он помазал. Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). Павел пишет о том, что Бог избавил нас "от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:13).

5. Вхождение в Царство

Сынов Царства часто считают подчиненными, несмотря на то, что в Писании говорится, что Царство принадлежит верным. Оно даровано им, и они получат и наследуют его. Их подчиненное положение не является духовной идеей.

Как-то раз я размышлял над значением перевода Ин. 3:5 на язык боко и спросил переводчиков боко: "Что значит войти в Царство?" Они не задумываясь ответили, что это означает войти в правительство: тот, кто вошел в 'Царство' президента Кереку, стал министром в его кабинете. Это в определенной степени соответствует Писанию, хотя мы часто слышим, что войти в Царство означает стать его гражданином или подчиненным.

Нигде в Писании нас не называют подчиненными в Царстве Божием. Мы - 'сыны Царства', что означает нашу вовлеченность в управлении им. Мы названы князьями, даже царями! Христос указывает на это, когда беседует с Петром об уплате храмовой пошлины (Мф. 17:24-27). "Цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?" - спрашивает Иисус. В примечании к Мф. 17:26 в NIV сказано: "Здесь подразумевается, что Петр и другие ученики принадлежат к царскому дому Бога, а неверующие иудеи нет."

Войти в Царство не означает попасть на некую географическую территорию или в область царствования Христа. Это означает вхождение в Его действительное правление, в Его власть. Это значит стать частью Его правящей иерархии. На это ясно указывают используемые выражения, которые подчеркивают то славное положение, которое приготовлено для нас в Царстве. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3). "Тогда скажет Царь тем, которые по правую руку Его: 'приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира'" (Мф. 25:34). "Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12:32). "И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых." (Лк. 22:29-30). "...поступающие так Царствия Божие не наследуют" (Гал. 5:21) "Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранит благодать, которою будем служить благоугодно, с благоговением и страхом" (Евр. 12:28).

Христос царствует в Царстве Божием, а святые составляют Его правительство. Осознавая это, мать сыновей Зеведеевых попросила, чтобы в Царстве ее сыновья сели по обе руки от Христа (Мф. 20:21). 'Сыны Царствия' (Мф. 13:38) являются князьями, рожденными для Царства. Иудеи лишились своего положения (Мф. 21:43). Величие или умаление человека в Царстве Божием относится к его статусу в правящей иерархии, от самого высокого положения до самого незначительного. Высокое положение зависит от послушания (Мф. 5:19) и умаленности (Мф. 18:1, 4). Апостол Павел говорит: "Если терпим, то с Ним и царствовать будем" (2 Тим. 2:12); "Разве не знаете, что святые будут судить мир?" и "Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?" (1 Кор. 6:2-3).

Напоминая о ветхозаветном предназначении Израиля в Исх. 19:6, Иоанн восклицает: "Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь" (Откр. 1:5-6). Христос говорит: "Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные они сокрушатся, как и я получил власть от Отца Моего" (Откр. 2:26-27). Даниилу было об этом видение, и он написал: "Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (Дан. 7:27).

Все эти стихи указывают на то, что Бог возвысил нас до такой степени, что назвал своими сынами. Он соединил нас со своим Сыном так, что мы наследуем все обетования и благословления, обещанные Ему. Царство Божие - это царство, которое Бог установил здесь на земле и поставил его главой Христа; это Царство, которое однажды, когда все враги будут повержены, будет вновь возвращено Отцу (1 Кор. 15:24).

6. Царство Божие наступит тогда, когда придет Царь

Как Царство может 'наступить' или 'приблизиться'? Приход Мессии был предсказан давным-давно; Он был царем, которого Бог помазал управлять своим земным царством. Иоанн Креститель и Христос провозгласили, что Царство близко. Это слово имеет временное и пространственное значение. (На языке боко нельзя говорить о царстве или правлении, которое близко). Иоанн и Иисус имели в виду, что прибыл человек, назначенный быть царем, и он скоро вступит в должность правителя. Таким образом, значение выражения 'приблизилось Царство Небесное' означает, что царь близко в пространственном отношении, а установление Царства - во временном. Если мы внимательно прочтем те места, которые говорят о приближении Царства Божьего, то мы поймем их значение лучше, если зададим следующий вопрос: "Говорится ли в данном отрывке о Царстве, воплощенном в личности царя, или здесь имеется в виду установление Царства?"

Христос сказал: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Мф. 12:28). Этим Он косвенно указывал на то, что Он - царь, посланный Богом, Мессия. В Мк. 9:1 Иисус говорит: "есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9:1). В параллельном отрывке в Евангелии от Луки просто сказано: "как уже увидят Царство Божие" (Лк. 9:27). Матфей говорит об этом более открыто: "как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф. 16:28). Они не умрут прежде, чем не увидят Христа, ставшего Царем. Следующие несколько стихов, которые описывают преображение, указывают на то, что они действительно увидели Его как грядущего Царя. Когда разбойник на кресте произнес: "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!", он имел в виду "когда Ты станешь Царем" (Лк. 23:42).

Фарисеи задавали Христу вопрос о том, когда наступит Царство Божие (Лк. 17:20). Иными словами, им хотелось знать, когда будет установлено Царство и когда придет Мессия. Христос ответил им: "Царство Божие среди вас". NIV, также как Синодальный перевод, содержит слово "внутри", а "среди" предлагается как альтернативный вариант. Нигде больше в Библии нельзя найти указаний на то, что Царство Божие находится внутри людей, т. е. в их сердцах. В Кол. 3:15 сказано: "И да владычествует в сердцах ваших мир Божий", но нигде больше мы не найдем, что Бог правит в нас или в наших сердцах. Конечно, Царство не могло быть внутри неверующих фарисеев или иудеев, к которым обращался Иисус, но Мессия был среди них.

Когда мы произносим слова молитвы "да придет Царство Твое", мы молимся о грядущем достижении Царства; мы молимся о возвращении Христа. Только тогда исполнится воля Божия на земле как на небе. На боко это переводится так: "Пусть Твое Царство, которое Ты установил, станет видимым", буквально "выйдет в открытость". Точно так же, когда Христос говорит своим ученикам в Мк. 14:25, что Он не будет пить от плода виноградного до тех пор, пока Он будет пить новое вино в Царстве Божием, мы переводим эту мысль как "Он не будет пить его снова, пока Царство Божие не будет провозглашено" (Лк. 22:18).

Хронометраж Царства может быть представлен следующим образом:

  1. До прихода Христа Царство было обещано (Ис. 9:6-7), но еще не установлено. В Царстве Израильском предчувствовали его наступление, но это Царство было уничтожено и теперь сохранилось для того, чтобы появился Мессия из корня Иессеева (Ис. 11:10).
  2. С приходом Христа, Царя Мессии, Царство неизбежно надвигается. Его назвали Царем волхвы (Мф. 2:2). На вопрос Пилата, является ли Он на самом деле Царем, Иисус отвечает утвердительно (Мф. 27:11). Однако ожидаемый Мессия был распят.
  3. После своего воскресения Христос был вознесен и посажен по правую руку Бога и коронован Царем (Пс. 2:7; 109:1; Дан. 7:14; Лк. 19:12; 22:69; Деян. 2:33-36; 5:31; Еф. 1:20; Евр. 1:3-5; 2:9). Теперь Он правит с небес через свое Тело, Церковь. В притчах Он говорит, что Его Царство сокрыто от человеческих глаз (спрятанное сокровище и жемчужина), и Он Сам взывает к людям через свое слово (сеятель). Царство сначала очень мало по размеру, но впоследствии оно охватит весь мир (горчичное зерно и закваска). Оно будет состоять из людей из всех народов (сеть) и истинные сыны Божии будут отделены от неверующих, когда Царь возвратится (плевела, сеть, овца и козлища). Притча о двух сыновьях, нанимателях и брачном пире учит, что иудеи в большинстве своем не примут Евангелие и Царство будет отдано в распоряжение другим, язычникам. С одной стороны, Царство Божие представляет собой настоящую победоносную реальность; с другой - оно принадлежит будущему и еще не победило. В переводе некоторые ссылки представляют Царство Божие как наступившую реальность (Кол. 1:13), тогда как другие указывают на его будущее воплощение.
  4. Во Второе Пришествие Христа Царство будет достигнуто. Оно станет видимым для мира. Христос (и святые) будут править миром и всеми народами, как обещано в Пс. 2.

7. Церковь и Царство Божие

Понятие 'Церковь' тесно связано с 'Царством Божиим'. Когда используется 'Церковь', то в фокус внимания попадает Тело; когда 'Царство' - ее Глава. Первое подчеркивает взаимоотношения христиан со Христом и их служение под Его началом. Последнее указывает на силу и славу Царя и Его политическую власть над врагами. Настоящий век - это век Церкви, поскольку в ней Господь призывает людей к Себе, людей объединенных со Христом, скрепленных с Ним Его Кровью. Следующий век будет веком Царства, в который будет провозглашено царствование Христа, а Бог сделает Его врагов подножием для Его ног. Церковь с нетерпением ожидает наступления века Царства. Царство являет собой доказательство победы Христа, как описано в Пс. 109.

Что представляют собой обыкновенные обитатели в будущем Царстве Божием? Церковь, которая является потенциальным правлением в Царстве Божием, будет судить мир (1 Кор. 6:2), Израиль (Мф. 19:28) и демонов (1 Кор. 6:3) и будет править городами (Лк. 19:17). Тот, кто все преодолеет, сядет со Христом на Его троне (Откр. 3:21) и ему будет дана власть над народами, которых он будет пасти жезлом железным, и они сокрушатся как сосуды глиняные (Откр. 2:26-27). Поскольку Церковь 'во Христе', она делает все, что делает Он.

Новый Иерусалим является домом Христа и Его Невесты, Церкви, которые будут управлять будущим установленным Богом порядком. Миллиарды неверующих будут находиться за его пределами. Сатана и его слуги также не войдут в него. Это означает, что они не будут принимать участие в правлении Христа, находясь, однако, под Его властью. Христос будет править до тех пор, пока не повергнет всех врагов к Своим ногам, разрушив их власть и влияние. Потом Он передаст Царство Богу Отцу. Newman, Barclay M. 1974. Some comments on the Common Malay Gospel of John. The Bible Translator 25(4): 432--38.

Ridderbos, Herman. 1962. The coming of the kingdom.Trans. H. de Jongste; ed. Raymond O. Zorn. St. Catherine's, Ontario: Paideia Press.

Ross, David. 1995. Translating the term 'kingdom of God' for Islamic audiences. Notes on Translation 10(1): 32--44.