НЕБЕСА, НЕБО
Это понятие, которое во многих языках передается двумя разными словами (как например в английском: "sky" и "heaven"), в греческом оригинале обозначено только одним словом -
o"uran'os, уран\'ос. Вне библейского контекста слово уран\'ос употребляется только в единственном числе. Однако новозаветные авторы зачастую употребляют его во множественном числе, имитируя древнееврейский эквивалент \Hebrew, шам\'аим, который используется только в двойственном числе. Однако значение слова уран\'оc не зависит от того, в каком числе его используют, т. е. прямой зависимости между этим фактом и выбором соответствующего эквивалента при переводе нет. В конечном счете он зависит от конкретного контекста. Поэтому переводчику остается тщательно анализировать оригинал. В сознании древних "небо" всегда означало нечто, возвышающееся над землей. "Небо" подразумевает то, что видно с земли. Другое значение этого слова подразумевает место, где пребывает Бог. Это наиболее распространенное его значение в Новом Завете. Кроме того это то место, в котором обитают бесплотные духовные существа: ангелы, посланцы и служители Божии, пребывающие на небе, где они предстоят Ему, но в то же время служащие Ему и на земле. Кроме того в Новом Завете есть несколько указаний на то, что злые силы и духи также обитают в расположенном над землей пространстве, которое тоже называют словом "небо" (см.
Откр 12:7 ). Их обиталище обозначает также выражение "в воздухе" (Еф 2:2 ); кроме того, звезды также иногда ассоциируются с силами зла (Деян 7:42-43 ). Конечно, злые духи действуют и на земле (см. статью ЗЛОЙ ДУХ), а некоторые заключены в бездне (см. статью ПРЕИСПОДНЯЯ, раздел Б). Однако авторы библейских текстов не дают четкого описания устройства "неба", хотя, согласно иудейской традиции, небо делится на несколько уровней: самый высший - там, где присутствует Бог, а нижний - по-видимому, тот, где обитают злые духи. Судя по некоторым замечаниям, встречающихся в новозаветных текстах, их авторы придерживались той же концепции (см. раздел А.3б). В данной статье мы рассмотрим следующие значения слова "небо":
1. Небо, как некое физическое понятие, место расположения звезд и других небесных тел, источник света и дождя.
2. Небеса как место пребывания Бога и других духовных существ.
3. В определенном контексте оба эти значения сочетаются.
4. Слово "небеса" может употребляться в переносном смысле, будь то по отношению к Богу или по отношению ко всем, кто предстоит перед лицом Его. В некоторых языках понятию "небо" (или "небеса") соответствует одно слово. В таком случае таких сложностей как, например, в английском языке, где есть определенная разница между словами "sky" и "heaven", не возникает. Но в тех языках, где этому понятию соответствует несколько слов, важно определить существующие между ними различия.
Наряду с существительным "небо" (греч. уран\'ос), в Новом Завете иногда встречается прилагательное "небесный" (греч.
o"ur'anios, ур\'аниос или epour'anios, эпур\'аниос). Мы проанализируем его использование в разделе Б.
А. Существительное "небо" или "небеса"
1. Небо как некое физическое понятие, место расположения звезд и других небесных тел, источник света и дождя. (Слово "небеса" придает переводу большую поэтичность.) В этом значении нет прямого указания на Бога.
Мф 16:2-3 ... вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете?
См. также: Лк 12:56 .
Мф 24:29 ... солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Это цитата из пророка Исайи. Выражение "силы небесные", по-видимому, подразумевает, что звезд неисчислимо много. См. также: Мк 13:25 ;Лк 21:26 .
Деян 7:42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному... [NIV небесным телам; LB солнцу, луне и звездам].
Стих 43 подразумевает, что со звездами ассоциируются злые силы или духи.
См. также: Мф 24:30; 26:64 ;Мк 14:62 ;Лк 17:24 ;Деян 2:19 ;Деян 4:24; 14:15 ;Евр 1:10; 11:12; 12:26 ;2 Петр 3:5, 10, 12 ;Откр 6:13-14; 9:1; 10:6; 12:1, 3-4; 14:7; 20:11 .
Наиболее распространенные выражения со словом "небо" и родственных ему слов:
"под небесами" (т. е. на земле)
Деян 2:5 ... люди набожные, из всякого народа под небесами. NIV... изо всех народов мира.
См. также: Деян 4:12 ;Кол 1:23 .
"от края небес до края их" (т. е. со всего мира)
Мф 24:41 ... и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. GNB... от края земли до края.
Древние считали, что по краям земли небо соприкасается с ней. Отсюда и выражение "край небес". См. также: Мк 13:27 .
"небо и земля" (т. е. все мироздание)
Мф 5:18 ... доколе не прейдет небо и земля...
См. также: Мф 11:25; 24:35 ;Мк 13:31 ;Лк 10:21; 16:17; 21:33 ;Деян 7:24 ;Еф 1:10 ;Кол 1:16, 20 ;2 Петр 3:7 .Сравните также с
2 Петр 3:13 ;Откр 21:1 (новые "небо и земля")"птицы небесные" (т. е. птицы)
Мф 6:26 Взгляните на птиц небесных [=неба]... В этом стихе прилагательным "небесные" переведено греческое слово уран\'ос (небо). Выражение "птицы небесные" относится к той же группе, что и выражения "звери лесные" и "рыбы морские", встречающиеся в различных библейских текстах. Это идиомы. "Птицы небесные", фактически, эквиваленты существительному "птицы". В некоторых версиях это словосочетание так и переводят.
См. также: Мф 8:20; 13:22 ;Мк 4:32 ;Лк 8:5; 9:58; 13:19 ;Деян 12:12; 11:6 .
"посреди неба" (GNB: высоко в небе) Откр 8:13; 14:6; 19:17 .
2. Небеса как место пребывания Бога и других духовных существ
Мф 5:16 Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного. Выражение "Отец мой/ваш, Который на небесах", часто встречающееся у евангелиста Матфея, употребляется также в
Мк 11:25 ;Лк 11:13 . Сравните также с выражением "Господь на небесах" вЕф 6:9 ;Кол 4:1 .
Откр 11:13 ... и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом, и воздали славу Богу небесному [т. е. Богу, повелевающему небесам.]
См. также: Откр 16:11 .
Мф 22:30 Ибо в воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах.
См. также: Мф 5:12, 34; 6:20; 19:21; 23:22; 24:36 ;Мк 10:21; 12:25; 13:32 ;Лк 2:15; 6:23; 10:20; 12:33; 15:7; 18:22; 22:43 ;Ин 3:13 ;Деян 7:49 ;Рим 1:18 ;2 Кор 5:1 ;Гал 1:8 ;Флп 3:20 ;Кол 1:5 ;Евр 12:23, 25 ;1 Петр 1:4 ;Откр 4:2; 8:1; 11:15, 19; 12:7; 14:17; 15:1, 5; 19:1 .Выражение "на небе" часто сочетается с выражением "на земле" в значении "повсюду":
Мф 28:18 ... дана Мне всякая власть на небе и на земле.
См. также: 1 Кор 8:5 ;Еф 3:15 ;Флп 2:10 ;Откр 5:3, 13 (сравните выражение "под землей", рассматриваемое в статье ПРЕИСПОДНЯЯ в разделе А). Сравните также сМф 6:10; 16:19; 18:19 , где выражения "на земле" и "на небе" противопоставляются.Некоторую трудность представляет выражение "мир на небесах".
Лк 19:38 ... благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Это молитвенное восклицание, означающее, скорее всего, мир (спасение) нисходящее с небес.
Варианты перевода слова "небеса" в значении 2:
обитель Божия/град Божий
пределы Господни Будьте внимательны, чтобы при переводе не спутать "небеса" с "Храмом", который зачастую переводится как "дом Божий".
3. Небо в физическом смысле, однако с определенным оттенком Божьего присутствия
а. В некоторых случаях из контекста явно следует, что речь идет о небе (как физическом понятии), в котором появляется Бог. Небо чудесным образом "отверзается" (распахивается), чтобы определенные люди могли видеть славу Божию.
Мф 3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
См. также: Мк 1:10 ;Лк 3:21 ;Деян 7:55-56; 10:11 ;Откр 4:1; 19:11 .В ряде случаев в сходном смысле употребляется выражение "глас, с небес глаголящий", означающее слова, исходящие от Бога, Божие откровение.
Мф 3:17 И вот, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
См. также: Мк 1:11 ;Лк 3:22 ;Ин 12:28 ;Деян 11:9 ;2 Петр 1:18 ;Откр 10:4, 8; 11:12; 14:13; 18:4 .В
Деян 2:2 с небес доносится шум, подобный шуму сильного ветра. Сравните сОткр 14:2 .В других местах говорится о нисхождении с неба духовных существ иди каких-либо чудесных явлений. Во многих стихах говорится о том, что Бог посылает с неба огонь, свет или дождь.
Лк 17:29 Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех. Деян 9:3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
См. также: Деян 22:6; 26:13 . Сравните сЛк 9:54 ;Откр 8:10; 13:13; 16:21; 20:9 .
Деян 14:17 ... подавая [Бог] нам с неба дождии времена плодоносные... Во времена Илии, по воле Божией, дождя не было более трех лет (см.
3 Цар 17-18 ). Ссылка на это событие встречается в Новом Завете дважды.
Лк 14:17 ... когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле. Выражение "заключено было небо" означает, что все это время не было дождя, как и переводят в некоторых версиях. Однако контекст требует указать, что небо было "заключено" Самим Богом. См. также:
Откр 11:16 .
Иак 5:18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Здесь персонифицированы и небо и земля. Смысл фразы сводится к тому, что пошел дождь и земля снова стала плодородной.
Деян 10:11, 16 и11:5, 10 Деян 11:5, 10 описывают видение апостола Петра, в котором ему представлялось спускаемое с неба и поднимаемое обратно привязанное за четыре угла полотно, в котором находились разные птицы и звери.Другие упоминания о чудесных явлениях, нисходящих с неба:
Святой дух ангел Ин 1:32 сатана Мф 28:2 ;Откр 10:1; 18:1; 20:1 Второе пришествие Христово Лк 10:18 ;Откр 12:8 Иерусалим 1 Фес 1:10; 4:16 ;2 Фес 1:7 Откр 21:2, 10 Иудейские книжники просили Иисуса показать им "знамение с неба":
Мф 16:1 И приступили фарисеи и саддукеи, и искушая Его, просили показать им знамение с неба. GNB... сотворить чудо, в доказательство того, что Он послан Богом. LB.. показать им какое-нибудь чудесное явление на небе... Различные комментаторы отдают предпочтение какой-либо из двух приведенных выше интерпретаций. Все они сходятся в том, что книжники просили Иисуса сотворить какое-нибудь чудо в доказательство того, что сила Его от Бога. Но одни из них полагают, что выражение "с неба" как раз и означает "от Бога". В таком случае более точно передает смысл версия GNB. Другие же указывают на то, что Иисус уже сотворил немало чудес, исцеляя больных и изгоняя бесов. Но книжники считали, что Он делает это силою "князя бесовского" - сатаны. Поэтому они хотели увидеть подтверждение могущества Иисусова в каком-нибудь небесном явлении, которое, по их вере, могло исходить только от Бога и, таким образом, было бы самым верным доказательством того, что Иисус послан именно Им.
Варианты перевода Мф 16:1:Мф 16:1
... они сказали Ему, чтобы Он вызвал в небе какое-нибудь чудесное явление, тогда они убедятся, что с Ним Бог Его послал БогСм. также:
Мк 8:11 ;Лк 11:16 . Аналогичная фраза вЛк 21:11 : "великие знамения с неба" подразумевают некие небесные явления, предвозвещающие определенные события, которые должны произойти на земле.После того как Иисус накормил пять тысяч человек (Ин 6), иудеи потребовали от Него какого-нибудь знамения. Свое требование они аргументировали тем, что во времена Моисея их предки получали в пустыне "хлеб с неба".
Ин 6:31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. См.
Пс 78:23-24 иИсх 16:4 . Во времена Моисея хлеб (манна), по повелению Божию, падал с неба. Однако вИн 6:33-58 выражение "хлеб с неба дал нам есть" делает смысловой акцент на том, что этот хлеб (равно как и Иисуса) послал Бог, поэтому в данном контексте слово "небо" подразумевает место пребывания Бога (т. е. значение 2).В некоторых стихах говорится о том, как человек взирает на небо, когда молится Богу. Таков был иудейский обычай.
Мк 6:41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим...
См. также: Мф 14:19 ;Мк 7:34 ;Лк 9:16; 18:13 ;Ин 17:1 .В других местах говорится о том, как Иисус после воскресения вознесся на небо, чтобы воссесть рядом с Богом Отцом.
Лк 24:51 И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо.
См. также: Деян 1:10-11; 2:34 ;Рим 10:6 ;1 Петр 3:22 ;Откр 1:12 .
Еф 4:14 Итак, имя Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия... Автор послания к евреям сравнивает посредничество Иисуса между Богом и нами с ролью иудейского первосвященника. Раз в году он входил за завесу в Святое святых, где хранился ковчег завета. Так и Иисус прошел небеса и оказался там, где пребывает Бог.
Иногда при переводе выражение "прошедший небеса" трансформируется в "прошедшего на небеса", но в этом случае исчезает элемент метафоры, когда небо уподобляется храмовой завесе.
Варианты перевода слова "небо/небеса" в значении 3а: При переводе большинство приведенных выше отрывков на языки, в которых небо в физическом смысле и небо как обитель Божия переводятся разными словами, следует остановиться на термине, обозначающем небо как физический объект. Однако в каждом конкретном случае окончательное решение должно зависеть от контекста.
б. Иногда в Новом Завете встречается традиционное иудейское деление неба на несколько уровней, где самый верхний является местом пребывания Бога.
Еф 4:10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Исходя из контекста
Еф 1:20-23 и3:10 Еф 3:10, можно предположить, что апостол Павел подразумевает, что промежуточные "небеса" населяют различные духовные существа, а Бог обитает над ними. Там-то и оказался Иисус. См. также:Евр 7:26 .
2 Кор 12:2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет... восхищен был до третьего неба... JB... прямо на третье небо... Исходя из лексики апостола Павла, можно заключить, что "третье небо" - это наивысший небесный уровень, означающий место пребывания Бога. В стихе 4 он называет это "раем".
4. Слово "небо" в переносном смысле
а. Под словом "небо/небеса" может подразумеваться Сам Бог.
Мф 21:25 Крещение Иоанново откуда было: с небес [GNB от Бога], или от людей?.. если скажем: с небес [GNB от Бога], то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? Лк 15:18,21 ... отче! Я согрешил против неба [GNB Бога] и перед тобою.
См. также: Мк 11:30-31 ;Лк 20:4-5 ;Ин 3:27 .Кроме того, в Евангелии от Матфея многочисленные упоминания "царства небесного".
б. Под словом "небо/небеса" могут также подразумеваться все, кто там обитает.
Откр 18:20 Веселитесь об этом, небо, и святые Апостолы, и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним.
Сравните Откр 12:12 (персонифицированный вариант).
в. Другие случаи использования слова "небо/небеса" в переносном смысле:
Мф 11:23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,до ада низвергнешься... Это может означать: "Ты думаешь, что ты стал самым могущественным/главным городом". Однако слово "небо" подразумевает, что это могущество расценивается как знак милости Божией: "Ты думаешь, что Господь сделает тебя самым главным городом". Анализ второй части стиха - в статье ПРЕИСПОДНЯЯ. См. также
Лк 10:15 .
Ин 1:51 ... отныне будете видеть небо отверстым \\ и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих \\ к Сыну Человеческому. Это - напоминание о видении Иакова: лестнице, соединяющей небо и землю (
Быт 28:12 ). Здесь Иисус имеет в виду свое служение в целом. Через Него открылся для людей путь к Богу, а для ангелов - путь на землю, чтобы помогать людям.
Откр 18:5 Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Смысл выражения "дошли до неба" не сводится только к тому, что грехи этого города чрезвычайно многочисленны. Судя по следующей строке, оно, скорее, означает, что грехи эти привлекли внимание Божие. Он не мог больше терпеть их (сравните
Ин 1:2 ).
Б. Прилагательное "небесный" Как и существительное "небо", соответствующее ему прилагательное может подразумевать как небо в физическом смысле (значение А.1 выше), так и небо, как обитель Божию (значение А.2 выше). Правда, во втором значении оно употребляется гораздо чаще. Кроме того, прилагательное имеет еще и третье значение, подразумевающее ссылку на сверхъестественный мир.
1. Нечто, имеющее отношение к небу
1 Кор 15:40 Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Следующий стих поясняет, что под небесными телами подразумеваются солнце, луна и звезды.
2. Нечто, имеющее отношение к небу как к обители Божией В этом значении прилагательное "небесный" встречается в следующих выражениях:
Отец небесный (т. е. Отец, Который на небесах) воинство небесное (т. е. армия ангелов, сходящих с неба) Мф 5:48; 6:14, 26, 32; 15:13; 18:35; 23:9 ;Лк 11:13 .небесное видение (т. е. видение, посланное Богом с неба) Лк 2:13 .небесное звание (т. е. призыв с небес/Божий) Деян 26:19 .Евр 3:1 .
3. Нечто, имеющее отношение к сверхъестественному миру
а. Небесные обители (переводится также: "на небесах") Еф 1:3, 20; 2:6; 3:10; 6:12 .Выражение "небесные обители" подразумевает некий "сверхъ\-ес\-тес\-т\-вен\-ный/потусторонний мир", где действуют силы духовные, в отличие от нашего земного мира, где действуют силы физические. В этом сверхъестественном мире действуют не только добрые, но и злые духи (см.
Еф 3:10; 6:12 ), поэтому данное выражение нельзя рассматривать как эквивалент понятия "небеса" как обители Божией.
б. Вещи духовного порядка, в отличие от более низменных вещей, находящихся или происходящих на земле. Ин 3:12 ;Евр 8:5; 9:23 ;2 Тим 4:18 ;2 Кор 5:2 ;Евр 6:4; 11:16; 12:22 .Другие слова, имеющие сходный смысл:
"рай" (греч.
par'adeisos, пар\'адейсос) Лк 23:43 ;2 Кор 12:4 ;Откр 2:7 .Этим словом иудеи обозначали место, где пребывают праведники, как умершие, так и восставшие из мертвых, получившие оправдание в день Суда. Оно соответствует "третьему небу" (см. раздел А.3б).
"выше", т. е. на небесах
"свыше" (т. е. с небес, от Бога. Сравните "небесный" в значении Б.2).
Ин 3:31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть; и говорит как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех.
См. также: Ин 8:23; 19:11 ;Иак 1:17; 3:15, 17 ."вышний" (т. е. духовный. Сравните с "небесный" в значении Б.3б)
Гал 4:26 А вышний Иерусалим свободен... Сравните также с
Евр 12:22 .
Флп 3:14 Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [буквально: "призыва свыше"; сравните с Евр 3:1 ].