НЕБЕСА, НЕБО

Это понятие, которое во многих языках передается двумя разными словами (как например в английском: "sky" и "heaven"), в греческом оригинале обозначено только одним словом - o"uran'os, уран\'ос. Вне библейского контекста слово уран\'ос употребляется только в единственном числе. Однако новозаветные авторы зачастую употребляют его во множественном числе, имитируя древнееврейский эквивалент \Hebrew, шам\'аим, который используется только в двойственном числе. Однако значение слова уран\'оc не зависит от того, в каком числе его используют, т. е. прямой зависимости между этим фактом и выбором соответствующего эквивалента при переводе нет. В конечном счете он зависит от конкретного контекста. Поэтому переводчику остается тщательно анализировать оригинал. В сознании древних "небо" всегда означало нечто, возвышающееся над землей. "Небо" подразумевает то, что видно с земли. Другое значение этого слова подразумевает место, где пребывает Бог. Это наиболее распространенное его значение в Новом Завете. Кроме того это то место, в котором обитают бесплотные духовные существа: ангелы, посланцы и служители Божии, пребывающие на небе, где они предстоят Ему, но в то же время служащие Ему и на земле.

Кроме того в Новом Завете есть несколько указаний на то, что злые силы и духи также обитают в расположенном над землей пространстве, которое тоже называют словом "небо" (см. Откр 12:7). Их обиталище обозначает также выражение "в воздухе" (Еф 2:2); кроме того, звезды также иногда ассоциируются с силами зла (Деян 7:42-43). Конечно, злые духи действуют и на земле (см. статью ЗЛОЙ ДУХ), а некоторые заключены в бездне (см. статью ПРЕИСПОДНЯЯ, раздел Б). Однако авторы библейских текстов не дают четкого описания устройства "неба", хотя, согласно иудейской традиции, небо делится на несколько уровней: самый высший - там, где присутствует Бог, а нижний - по-видимому, тот, где обитают злые духи. Судя по некоторым замечаниям, встречающихся в новозаветных текстах, их авторы придерживались той же концепции (см. раздел А.3б). В данной статье мы рассмотрим следующие значения слова "небо":

1.Небо, как некое физическое понятие, место расположения звезд и других небесных тел, источник света и дождя.

2.Небеса как место пребывания Бога и других духовных существ.

3.В определенном контексте оба эти значения сочетаются.

4.Слово "небеса" может употребляться в переносном смысле, будь то по отношению к Богу или по отношению ко всем, кто предстоит перед лицом Его.

В некоторых языках понятию "небо" (или "небеса") соответствует одно слово. В таком случае таких сложностей как, например, в английском языке, где есть определенная разница между словами "sky" и "heaven", не возникает. Но в тех языках, где этому понятию соответствует несколько слов, важно определить существующие между ними различия.

Наряду с существительным "небо" (греч. уран\'ос), в Новом Завете иногда встречается прилагательное "небесный" (греч. o"ur'anios, ур\'аниос или epour'anios, эпур\'аниос). Мы проанализируем его использование в разделе Б.

А. Существительное "небо" или "небеса"

1.Небо как некое физическое понятие, место расположения звезд и других небесных тел, источник света и дождя.

(Слово "небеса" придает переводу большую поэтичность.) В этом значении нет прямого указания на Бога.

Мф 16:2-3 ... вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете?

См. также: Лк 12:56.

Мф 24:29 ... солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Это цитата из пророка Исайи. Выражение "силы небесные", по-видимому, подразумевает, что звезд неисчислимо много. См. также: Мк 13:25; Лк 21:26.

Деян 7:42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному... [NIV небесным телам; LB солнцу, луне и звездам].

Стих 43 подразумевает, что со звездами ассоциируются злые силы или духи.

См. также: Мф 24:30; 26:64; Мк 14:62; Лк 17:24; Деян 2:19; Деян 4:24; 14:15; Евр 1:10; 11:12; 12:26; 2 Петр 3:5, 10, 12; Откр 6:13-14; 9:1; 10:6; 12:1, 3-4; 14:7; 20:11.

Наиболее распространенные выражения со словом "небо" и родственных ему слов:

"под небесами" (т. е. на земле)

Деян 2:5 ... люди набожные, из всякого народа под небесами. NIV ... изо всех народов мира.

См. также: Деян 4:12; Кол 1:23.

"от края небес до края их" (т. е. со всего мира)

Мф 24:41 ... и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. GNB ... от края земли до края.

Древние считали, что по краям земли небо соприкасается с ней. Отсюда и выражение "край небес". См. также: Мк 13:27.

"небо и земля" (т. е. все мироздание)

Мф 5:18 ... доколе не прейдет небо и земля...

См. также: Мф 11:25; 24:35; Мк 13:31; Лк 10:21; 16:17; 21:33; Деян 7:24; Еф 1:10; Кол 1:16, 20; 2 Петр 3:7.

Сравните также с 2 Петр 3:13; Откр 21:1 (новые "небо и земля")

"птицы небесные" (т. е. птицы)

Мф 6:26 Взгляните на птиц небесных [=неба]...

В этом стихе прилагательным "небесные" переведено греческое слово уран\'ос (небо). Выражение "птицы небесные" относится к той же группе, что и выражения "звери лесные" и "рыбы морские", встречающиеся в различных библейских текстах. Это идиомы. "Птицы небесные", фактически, эквиваленты существительному "птицы". В некоторых версиях это словосочетание так и переводят.

См. также: Мф 8:20; 13:22; Мк 4:32; Лк 8:5; 9:58; 13:19; Деян 12:12; 11:6.

"посреди неба" (GNB: высоко в небе) Откр 8:13; 14:6; 19:17.

2.Небеса как место пребывания Бога и других духовных существ

Мф 5:16 Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного.

Выражение "Отец мой/ваш, Который на небесах", часто встречающееся у евангелиста Матфея, употребляется также в Мк 11:25; Лк 11:13. Сравните также с выражением "Господь на небесах" в Еф 6:9; Кол 4:1.

Откр 11:13 ... и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом, и воздали славу Богу небесному [т. е. Богу, повелевающему небесам.]

См. также: Откр 16:11.

Мф 22:30 Ибо в воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах.

См. также: Мф 5:12, 34; 6:20; 19:21; 23:22; 24:36; Мк 10:21; 12:25; 13:32; Лк 2:15; 6:23; 10:20; 12:33; 15:7; 18:22; 22:43; Ин 3:13; Деян 7:49; Рим 1:18; 2 Кор 5:1; Гал 1:8; Флп 3:20; Кол 1:5; Евр 12:23, 25; 1 Петр 1:4; Откр 4:2; 8:1; 11:15, 19; 12:7; 14:17; 15:1, 5; 19:1.

Выражение "на небе" часто сочетается с выражением "на земле" в значении "повсюду":

Мф 28:18 ... дана Мне всякая власть на небе и на земле.

См. также: 1 Кор 8:5; Еф 3:15; Флп 2:10; Откр 5:3, 13 (сравните выражение "под землей", рассматриваемое в статье ПРЕИСПОДНЯЯ в разделе А). Сравните также с Мф 6:10; 16:19; 18:19, где выражения "на земле" и "на небе" противопоставляются.

Некоторую трудность представляет выражение "мир на небесах".

Лк 19:38 ... благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Это молитвенное восклицание, означающее, скорее всего, мир (спасение) нисходящее с небес.

Варианты перевода слова "небеса" в значении 2:

обитель Божия/град Божий

пределы Господни

Будьте внимательны, чтобы при переводе не спутать "небеса" с "Храмом", который зачастую переводится как "дом Божий".

3.Небо в физическом смысле, однако с определенным оттенком Божьего присутствия

а.В некоторых случаях из контекста явно следует, что речь идет о небе (как физическом понятии), в котором появляется Бог.

Небо чудесным образом "отверзается" (распахивается), чтобы определенные люди могли видеть славу Божию.

Мф 3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

См. также: Мк 1:10; Лк 3:21; Деян 7:55-56; 10:11; Откр 4:1; 19:11.

В ряде случаев в сходном смысле употребляется выражение "глас, с небес глаголящий", означающее слова, исходящие от Бога, Божие откровение.

Мф 3:17 И вот, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

См. также: Мк 1:11; Лк 3:22; Ин 12:28; Деян 11:9; 2 Петр 1:18; Откр 10:4, 8; 11:12; 14:13; 18:4.

В Деян 2:2 с небес доносится шум, подобный шуму сильного ветра. Сравните с Откр 14:2.

В других местах говорится о нисхождении с неба духовных существ иди каких-либо чудесных явлений. Во многих стихах говорится о том, что Бог посылает с неба огонь, свет или дождь.

Лк 17:29 Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех. Деян 9:3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

См. также: Деян 22:6; 26:13. Сравните с Лк 9:54; Откр 8:10; 13:13; 16:21; 20:9.

Деян 14:17 ... подавая [Бог] нам с неба дождии времена плодоносные...

Во времена Илии, по воле Божией, дождя не было более трех лет (см. 3 Цар 17-18). Ссылка на это событие встречается в Новом Завете дважды.

Лк 14:17 ... когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле.

Выражение "заключено было небо" означает, что все это время не было дождя, как и переводят в некоторых версиях. Однако контекст требует указать, что небо было "заключено" Самим Богом. См. также: Откр 11:16.

Иак 5:18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

Здесь персонифицированы и небо и земля. Смысл фразы сводится к тому, что пошел дождь и земля снова стала плодородной.

Деян 10:11, 16 и 11:5, 10Деян 11:5, 10 описывают видение апостола Петра, в котором ему представлялось спускаемое с неба и поднимаемое обратно привязанное за четыре угла полотно, в котором находились разные птицы и звери.

Другие упоминания о чудесных явлениях, нисходящих с неба:

Святой дух Ин 1:32 ангел Мф 28:2; Откр 10:1; 18:1; 20:1 сатана Лк 10:18; Откр 12:8 Второе пришествие Христово 1 Фес 1:10; 4:16; 2 Фес 1:7 Иерусалим Откр 21:2, 10

Иудейские книжники просили Иисуса показать им "знамение с неба":

Мф 16:1 И приступили фарисеи и саддукеи, и искушая Его, просили показать им знамение с неба. GNB ... сотворить чудо, в доказательство того, что Он послан Богом. LB .. показать им какое-нибудь чудесное явление на небе...

Различные комментаторы отдают предпочтение какой-либо из двух приведенных выше интерпретаций. Все они сходятся в том, что книжники просили Иисуса сотворить какое-нибудь чудо в доказательство того, что сила Его от Бога. Но одни из них полагают, что выражение "с неба" как раз и означает "от Бога". В таком случае более точно передает смысл версия GNB. Другие же указывают на то, что Иисус уже сотворил немало чудес, исцеляя больных и изгоняя бесов. Но книжники считали, что Он делает это силою "князя бесовского" - сатаны. Поэтому они хотели увидеть подтверждение могущества Иисусова в каком-нибудь небесном явлении, которое, по их вере, могло исходить только от Бога и, таким образом, было бы самым верным доказательством того, что Иисус послан именно Им.

Варианты перевода Мф 16:1:Мф 16:1

... они сказали Ему, чтобы Он вызвал в небе какое-нибудь чудесное явление, тогда они убедятся, что с Ним Бог Его послал Бог

См. также: Мк 8:11; Лк 11:16. Аналогичная фраза в Лк 21:11: "великие знамения с неба" подразумевают некие небесные явления, предвозвещающие определенные события, которые должны произойти на земле.

После того как Иисус накормил пять тысяч человек (Ин 6), иудеи потребовали от Него какого-нибудь знамения. Свое требование они аргументировали тем, что во времена Моисея их предки получали в пустыне "хлеб с неба".

Ин 6:31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

См. Пс 78:23-24 и Исх 16:4. Во времена Моисея хлеб (манна), по повелению Божию, падал с неба. Однако в Ин 6:33-58 выражение "хлеб с неба дал нам есть" делает смысловой акцент на том, что этот хлеб (равно как и Иисуса) послал Бог, поэтому в данном контексте слово "небо" подразумевает место пребывания Бога (т. е. значение 2).

В некоторых стихах говорится о том, как человек взирает на небо, когда молится Богу. Таков был иудейский обычай.

Мк 6:41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим...

См. также: Мф 14:19; Мк 7:34; Лк 9:16; 18:13; Ин 17:1.

В других местах говорится о том, как Иисус после воскресения вознесся на небо, чтобы воссесть рядом с Богом Отцом.

Лк 24:51 И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо.

См. также: Деян 1:10-11; 2:34; Рим 10:6; 1 Петр 3:22; Откр 1:12.

Еф 4:14 Итак, имя Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия...

Автор послания к евреям сравнивает посредничество Иисуса между Богом и нами с ролью иудейского первосвященника. Раз в году он входил за завесу в Святое святых, где хранился ковчег завета. Так и Иисус прошел небеса и оказался там, где пребывает Бог.

Иногда при переводе выражение "прошедший небеса" трансформируется в "прошедшего на небеса", но в этом случае исчезает элемент метафоры, когда небо уподобляется храмовой завесе.

Варианты перевода слова "небо/небеса" в значении 3а:

При переводе большинство приведенных выше отрывков на языки, в которых небо в физическом смысле и небо как обитель Божия переводятся разными словами, следует остановиться на термине, обозначающем небо как физический объект. Однако в каждом конкретном случае окончательное решение должно зависеть от контекста.

б.Иногда в Новом Завете встречается традиционное иудейское деление неба на несколько уровней, где самый верхний является местом пребывания Бога.

Еф 4:10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Исходя из контекста Еф 1:20-23 и 3:10Еф 3:10, можно предположить, что апостол Павел подразумевает, что промежуточные "небеса" населяют различные духовные существа, а Бог обитает над ними. Там-то и оказался Иисус. См. также: Евр 7:26.

2 Кор 12:2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет... восхищен был до третьего неба... JB ... прямо на третье небо...

Исходя из лексики апостола Павла, можно заключить, что "третье небо" - это наивысший небесный уровень, означающий место пребывания Бога. В стихе 4 он называет это "раем".

4.Слово "небо" в переносном смысле

а.Под словом "небо/небеса" может подразумеваться Сам Бог.

Мф 21:25 Крещение Иоанново откуда было: с небес [GNB от Бога], или от людей?.. если скажем: с небес [GNB от Бога], то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? Лк 15:18,21 ... отче! Я согрешил против неба [GNB Бога] и перед тобою.

См. также: Мк 11:30-31; Лк 20:4-5; Ин 3:27.

Кроме того, в Евангелии от Матфея многочисленные упоминания "царства небесного".

б.Под словом "небо/небеса" могут также подразумеваться все, кто там обитает.

Откр 18:20 Веселитесь об этом, небо, и святые Апостолы, и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Сравните Откр 12:12 (персонифицированный вариант).

в.Другие случаи использования слова "небо/небеса" в переносном смысле:

Мф 11:23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,до ада низвергнешься...

Это может означать: "Ты думаешь, что ты стал самым могущественным/главным городом". Однако слово "небо" подразумевает, что это могущество расценивается как знак милости Божией: "Ты думаешь, что Господь сделает тебя самым главным городом". Анализ второй части стиха - в статье ПРЕИСПОДНЯЯ. См. также Лк 10:15.

Ин 1:51 ... отныне будете видеть небо отверстым \\ и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих \\ к Сыну Человеческому.

Это - напоминание о видении Иакова: лестнице, соединяющей небо и землю (Быт 28:12). Здесь Иисус имеет в виду свое служение в целом. Через Него открылся для людей путь к Богу, а для ангелов - путь на землю, чтобы помогать людям.

Откр 18:5 Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

Смысл выражения "дошли до неба" не сводится только к тому, что грехи этого города чрезвычайно многочисленны. Судя по следующей строке, оно, скорее, означает, что грехи эти привлекли внимание Божие. Он не мог больше терпеть их (сравните Ин 1:2).

Б. Прилагательное "небесный"

Как и существительное "небо", соответствующее ему прилагательное может подразумевать как небо в физическом смысле (значение А.1 выше), так и небо, как обитель Божию (значение А.2 выше). Правда, во втором значении оно употребляется гораздо чаще. Кроме того, прилагательное имеет еще и третье значение, подразумевающее ссылку на сверхъестественный мир.

1.Нечто, имеющее отношение к небу

1 Кор 15:40 Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных.

Следующий стих поясняет, что под небесными телами подразумеваются солнце, луна и звезды.

2.Нечто, имеющее отношение к небу как к обители Божией

В этом значении прилагательное "небесный" встречается в следующих выражениях:

Отец небесный (т. е. Отец, Который на небесах) Мф 5:48; 6:14, 26, 32; 15:13; 18:35; 23:9; Лк 11:13. воинство небесное (т. е. армия ангелов, сходящих с неба) Лк 2:13. небесное видение (т. е. видение, посланное Богом с неба) Деян 26:19. небесное звание (т. е. призыв с небес/Божий) Евр 3:1.

3.Нечто, имеющее отношение к сверхъестественному миру

а.Небесные обители (переводится также: "на небесах") Еф 1:3, 20; 2:6; 3:10; 6:12.

Выражение "небесные обители" подразумевает некий "сверхъ\-ес\-тес\-т\-вен\-ный/потусторонний мир", где действуют силы духовные, в отличие от нашего земного мира, где действуют силы физические. В этом сверхъестественном мире действуют не только добрые, но и злые духи (см. Еф 3:10; 6:12), поэтому данное выражение нельзя рассматривать как эквивалент понятия "небеса" как обители Божией.

б.Вещи духовного порядка, в отличие от более низменных вещей, находящихся или происходящих на земле. Ин 3:12; Евр 8:5; 9:23; 2 Тим 4:18; 2 Кор 5:2; Евр 6:4; 11:16; 12:22.

Другие слова, имеющие сходный смысл:

"рай" (греч. par'adeisos, пар\'адейсос) Лк 23:43; 2 Кор 12:4; Откр 2:7.

Этим словом иудеи обозначали место, где пребывают праведники, как умершие, так и восставшие из мертвых, получившие оправдание в день Суда. Оно соответствует "третьему небу" (см. раздел А.3б).

"выше", т. е. на небесах

"свыше" (т. е. с небес, от Бога. Сравните "небесный" в значении Б.2).

Ин 3:31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть; и говорит как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех.

См. также: Ин 8:23; 19:11; Иак 1:17; 3:15, 17.

"вышний" (т. е. духовный. Сравните с "небесный" в значении Б.3б)

Гал 4:26 А вышний Иерусалим свободен...

Сравните также с Евр 12:22.

Флп 3:14 Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [буквально: "призыва свыше"; сравните с Евр 3:1].