ПИСАНИЕ
Существительное "писание" (греч.
graf'h, граф\'э) является специальным термином, обозначающим Священное Писание, признаваемое боговдохновенным. В Новом Завете этим словом практически всегда обозначается только Ветхий Завете, признаваемый Божественным откровением. В Новом Завете содержится множество ссылок на Ветхий Завет (ниже приводятся различные варианты). В этих случаях при переводе также зачастую используется слово "Писание".
"он [как правило, Моисей] написал" Мк 10:5 ;Ин 5:46 .
"написано" Мф 2:5; 11:10 ;Мк 1:2 ;Рим 1:17 .
"все написанное" Лк 8:31 ;Деян 13:29 .
"слово (Божие)" Мф 15:6 ;Ин 10:35 ;Евр 4:12 .
"(живые слова)" Деян 7:38 ;Рим 3:2 .
"закон и пророки" Мф 7:12 ;Деян 13:15 ;Рим 3:21 .
"закон" Мф 12:5 ;Ин 15:25 ;1 Кор 14:21 .
"пророк(и)" Деян 13:40; 26:27 .
"псалмы (псалтирь)" Деян 1:20 .
"священные писания" 2 Тим 3:15 .
"(писанный) закон" Рим 2:27; 7:6 ;2 Кор 3:6 .
"Моисей" (см. примечания ниже) Лк 16:29, 31 ;2 Кор 3:15 .
"Ветхий Завет" 2 Кор 3:14 .
Примечание: "Моисей" иногда относится к конкретному человеку, иногда используется для обозначения Закона, написанного пророком Моисеем, а иногда объединяет все первые пять книг Ветхого Завета, традиционно связываемые с его именем.
Цитаты из ветхозаветных текстов в Новом Завете обозначаются по разному: как с помощью перечисленных выше уточнений, так и другими способами. Это могут быть фразы: Бог (Писание, Моисей и пророки) говорит (говорят). Все эти термины могут переводиться по разному не только в разных вариантах перевода, но и в рамках одной версии (см. приводимые ниже примеры). Однако в любом случае они (за редким исключением) обозначают одни и те же письменные памятники.
Данная статья строится по следующему плану:
1. Различные способы введения ссылок:
а. Утверждение, что исполняется что-то, о чем говорится в определенном месте Писания.
б. "Написано", "сказано", "он говорит".
в. "Ибо"
г. Смешанные вводные выражения.
д. Без вводных выражений.
е. Ссылки в послании апостола Павла к Евреям.
2. На какое именно место Ветхого Завета ссылается автор?
а. На весь Ветхий Завет в целом.
б. На какой-то определенный текст.
в. Ссылки не поддающиеся идентификации.
3. Персонификация.
4. Примеры перевода.
5. Цель перевода.
6. Варианты перевода.
1. Различные способы введения ссылок
а. Утверждение, что исполняется что-то, о чем говорится в определенном месте Писания
Мф 1:22 А все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит... Мф 2:17 Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию... Лк 4:21 ... ныне исполнилось писание это, слышанное вами. Ин 19:24 ... да сбудется реченное в Писании...
б. "Написано", "сказано", "он говорит"
Мк 14:27 ...все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано:... Лк 14:12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: ... Деян 2:16 Но это есть предреченное пророком Иоилем: ... Деян 7:33 И сказал ему Господь: ... Деян 7:48-49 ... как говорит пророк, ... говорит Господь... Рим 1:17 ... как написано ... Рим 4:3 Ибо что говорит Писание?.. Рим 9:17 Ибо Писание говорит фараону: ... Рим 9:25 Как и у Осии говорит: ...
в. "Ибо" Слово "ибо" используется в Новом Завете по-разному. Часто оно предваряет объяснение предшествовавших событий или заявлений. Иногда эти объяснения даются с помощью ветхозаветных текстов, вводимых словом "ибо" (греч. гар).
Рим 10:13 Ибо "всякий, кто призовет имя господне, спасется" Рим 11:34 ;1 Кор 2:16 "Ибо кто познал ум Господень?"... 1 Кор 10:26 Ибо "Господня земля, и что наполняет ее".
г. Смешанные вводные предложения
Мф 9:13 Пойдите, научитесь, что значит: ... Мф 15:14 Ибо Бог заповедал: ... Мф 19:4-5 ... не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: ... Мф 22:43 ... Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: ... Мк 1:11 И голос был с небес: ... Мк 10:19 Знаешь заповеди: ... Деян 7:31 ... был к нему голос Господень: ... 2 Тим 2:19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать эту: ...
д. Без вводных выражений Во многих случаях на Ветхий Завет ссылаются безо всяких вводных слов. В разговоре или письменном тексте люди просто приводят ветхозаветные изречения в подтверждение своих собственных слов, предполагая, что слушатели или читатели без труда узнают их.
Мк 11:9 ... сопровождавшие восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне! Рим 9:20 ... Изделие скажет ли сделавшему (его): зачем ты меня так сделал?
е. Ссылки в послании апостола Павла к Евреям Особо следует остановиться на послании апостола Павла к Евреям, поскольку в нем автор очень часто обращается к Ветхому Завету, иногда соединяя несколькими словами целый ряд ссылок. Практически вся его аргументация построена на ветхозаветных цитатах, вводимых в текст большими кусками. К этому приему прибегают порой и другие новозаветные авторы, но не в таком масштабе.
Евр 1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: ... и еще: ... Евр 1:6 Также, когда вводит Первороднаго во вселенную, говорит: ... Евр 1:7 Об Ангелах сказано ... Евр 1:8-9 А о Сыне: ... Евр 1:10 И: ... Евр 1:13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: ... Это - самый большой "блок" подобных ссылок, но в послании к евреям есть и другие подобные "блоки". Во всем тексте послания практически не употребляется слово "Писание". Обращаясь к иудеям, автор был абсолютно уверен в том, что они поймут, что он ссылается на Ветхий Завет. И все же иногда он упоминает, что именно Бог (дважды - Святой Дух) сказал или написал то, что содержится в Священном Писании. Автор не делает никаких пояснений относительно того, на какое именно место в Ветхом Завете он ссылается в том или ином случае. Вместо этого он использует выражения типа: "Засвидетельствовано...", "Ибо он сказал...", "И еще говорит он".
2. На какое именно место Ветхого Завета ссылается автор? Встречающиеся в Новом Завете слова "Писание", "Закон" или подобные им термины, как правило, подразумевают (и это следует из контекста) либо весь Ветхий Завет, либо какую-нибудь из его основных составных частей, либо какой-то конкретный отрывок или стих. Только в немногих случаях остается неясным, что именно имеется в виду. Этот нюанс может иметь значение для переводчика, а может и не привлечь его внимания - все зависит от того, какой степени детализации он намерен добиться в своем переводе. Если вы не хотите утяжелять текст излишними подробностями, в большинстве случаев можно ограничиться выражениями вроде:
(как) сказано
(как) написал пророк в Священной Книге Если же вы хотите быть верны букве оригинала и не уступать ей в точности, вам придется в каждом конкретном случае принимать индивидуальное решение. В этом случае вам может пригодиться следующее руководство. Наиболее распространенная форма "писания" или "Писание", если не сопровождается никакими уточнениями (напр.
Ин 19:37 : "также и в другом месте Писание говорит"), подразумевает весь Ветхий Завет в целом. Словосочетание "это писание" (встречается только три раза) означает ссылку на конкретные стихи. Ссылки на "Писание", как правило, уточняются дальнейшими пояснениями (напр.: "...что в Писании предрек Дух Святой устами Давида..."Деян 1:16 ). Иногда ссылки уточняются словами "пророки" или "Закон", или "книга Псалмов", учитывая, что иудейская традиция делила Ветхий Завет на три части:Закон: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. См. статью ЗАКОН.
Пророки: Иисус Навин, Судьи, 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая кн. Царств, Исайя, Иеремия, Иезекииль и малые пророки.
Писания: Псалтирь, Притчи, Иов, Песня Песней Соломона, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, 1 и 2 Паралипоменон.
Правда названия этих частей в Новом Завете иногда не совсем соответствуют канону. Так слова "закон" (
Ин 10:34; 15:25 ;Рим 3:19 ;1 Кор 14:21 ) и "пророки" (Мф 13:35 ) употребляются при ссылке на тексты, входящие в другие части Ветхого Завета. В2 Тим 3:15 говорится о "священных писаниях, которые могут умудрить тебя во спасение". Здесь, без сомнения, подразумевается весь Ветхий Завет, а не одна треть его.Примеры:
а. Ссылки на весь Ветхий Завет в целом
Мф 22:29 ... заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Лк 24:27 ... надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах. И тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
Примечание: Здесь, как и во многих других случаях, под именем "Моисей" подразумеваются "книги, которые написал Моисей".
Ин 5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную... Деян 17:2 ... три субботы говорил с ними из Писания. Деян 17:11 ... они приняли слово, т. е. то, о чем проповедовал Павел со всем усердием, ежедневно разбирая Писания. Рим 15:4 А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтоб мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 2 Тим 3:16 Все Писание богодухновенно и полезно для нравоучения...
б. Ссылки на какой-то определенный текст, хотя и не всегда поддающийся идентификации
Мк 12:10-11 Неужели вы не читали этого в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть диво в глазах наших?" [ Пс 117:23-24 ]Лк 4:21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание это, слышанное вами. [ Ис 61:1-2 ]Ин 19:36-37 Ибо это произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится [ Исх 12:46 ;Чис 9:12 ;Пс 33:21 ] Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили [Зах 12:10 ]Деян 1:16 ... надлежит исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... [ Пс 40:10 ]Деян 1:20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем; и: достоинство его да приимет другой [ Пс 68:26; 108:8 ].Рим 3:4 ... написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. [ Пс 50:6 ]Рим 4:3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность [ Быт 15:6 ].
в. Ссылки, не поддающиеся идентификации
Ин 7:38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 1 Кор 14:34 ... ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Иак 4:5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в нас?
3. Персонификации. Священное Писание часто персонифицируется с помощью оборота "Писание говорит", подразумевающего: "вот что можно прочесть об этом в Писании". Аналогичным образом современные христиане говорят: "Библия учит"... Иногда ссылаются непосредственно на Бога, как
Гал 3:8 .
Гал 3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Примечание: это цитата из Быт 12:3 , где Бог дает обетование Аврааму. См. также:Рим 9:17 .
4. Примеры перевода.
h graf`h a"'uth, э граф\'э \'аутэ
Мк 12:10 KJV, JBV,\\ RSV, NIV, GNB"писания эти" LB"этот стих в Священном Писании" NEB"этот текст" JB"этот текст из Священного Писания" Лк 4:21 KJV, JBP, RSV, NIV"писание это" LB"эти Писания" GNB"это место в Писании" JB, NEB"этот текст"
p'anta t`a gegramm'ena, п\'анта та геграмм\'ена
Лк 21:22 KJV"все, что написано" RSV"все написанное" NIV"все, что было написано" NEB"все, что останется написанным" LB"слова древнего Писания, записанные пророками" JBP"все, что говорит Писание" JB"все, что говорится в Писании"
g'egraptai, г\'еграптай
Мф 4:6 KJV, RSV, NIV"написано" LB"Писание утверждает" JBP, GNB, JB, NEB"Писание говорит" Мф 11:10 KJV, RSV, NIV"написано" LB"упоминается в Писании" JBP, GNB, JB, NEB"Писание говорит"
5. Цель введения ссылок и их содержание. Если сравнить оригинальный ветхозаветный текст с ссылками на него в Новом Завете, бросается в глаза, что цель введения подобных ссылок не всегда ясна, кроме того, во многих случаях ветхозаветные цитаты приводятся неточно. Однако это вовсе не означает, что допущена ошибка или, что автор намеренно что-то "подтасовывает" в Писании. Спектр использования Ветхого Завета в Новом Завете чрезвычайно широк и может служить предметом отдельного исследования (см. Рекомендации для дополнительного чтения). Однако в общих чертах это можно сформулировать следующим образом:
а. Цель Все перечисленные выше выражения, употребляются в тексте либо (а) оратором, от лица которого ведется повествование (обычно это Иисус), либо (б) самим автором новозаветного текста. В любом случае это апелляция к авторитету Ветхого Завета. В любом случае это апелляция к авторитету Ветхого Завета. Ссылки на него делаются для подкрепления аргументации или для пояснения, почему слушатели/читатели должны обратить особое внимание на человека, о котором идет речь, или для напоминания Божия суда относительно того или иного поведения. Кроме того, в Новом Завете встречается более тридцати ссылок, поясняющих (включая очевидные параллели), что в Новом Завете исполняются пророчества Ветхого Завета.
Новозаветные авторы апеллировали к Ветхому Завету потому, что для всех иудеев это был непререкаемый авторитет во всем, что касалось веры и образа действий каждого человека. Это уважение было не уважением просто к написанному слову, но почитанием Слова Божия. Поскольку Сам Христос обращался к "Писанию" и строил на нем все Свое учение, новозаветные авторы также следовали Его примеру.
б. Содержание Расхождения в оригинальных ветхозаветных текстах и ссылками на них в Новом Завете в значительной мере объясняются тем, что новозаветные авторы цитируют эти тексты по их греческому переводу (известному под названием Септуагинта). Во многих местах он отходит от древнееврейского оригинала, с которого сделано множество современных переводов Ветхого Завета. (Однако в тех местах, где смысл древнееврейского оригинала не совсем ясен, переводчики обращаются к Септуагинте и берут ее вариант за основу). Другая причина разночтений - традиционное раввинистическое толкование. См. Рекомендации для дополнительного чтения.
Варианты перевода
Моисей книги, написанные Моисеем ПисаниеКнига Господня; книги, написанные по вдохновению, полученному от Бога это писанието, что ты можешь прочесть в Книге Божией;\\ слово, записанное людьми в Книге Господней написаноони написали как написано у Исайикак пишет Исайя пророк в Книге Божией пророка
Рекомендации для дополнительного чтения:
Ellis E. E. Paul's Use of the Old Testament. Grand Rapids, Michigan: Baker. Reprinted 1981.
France R. T. Jesus and the Old Testsment London: The Tyndale Press. 1971. (Reprinted Grand Rapids, Michigan: Baker).
Marcel P. Ch. "Our Lord's use of Scripture" Chapter 8 $\Vert$ Revelation and the Bible / C.F.H. Henry, ed. Grand Rapids, Michigan: Baker. 1972, с. 121-134.
Nicole R. "New Testament Use of the Old Testament" Chapter 9 $\Vert$ Revelation and the Bible / C.F.H. Henry, ed. Grand Rapids, Michigan: Baker. 1972.