
"полномочный представитель", "тот, кого послали с поручением". В Новом Завете это слово обретает
особый смысловой оттенок - оно означает полномочного представителя Иисуса Христа. Таким образом,
в Новом Завете этот термин имеет два значения:
1. Посланник, полномочный представитель; тот, кто послан, чтобы действовать от имени
пославшего его; тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо.
2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени. Это особое
значение введено Самим Иисусом Христом по отношению к тем, кого Он избрал для
распространения учения о Его Царстве и устроения Его Церкви на Земле.
В Новом Завете слово "апостол" гораздо чаще встречается в значении 2, чем в значении 1.
1. Посланник, полномочный представитель: тот, кто послан, чтобы действовать от имени
пославшего его: тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо, т. е. в самом
общем смысле чей-либо представитель (не обязательно Иисуса Христа).
В Новом Завете греческое слово апостолос в значении 1 встречается четыре раза, причем в переводе,
как правило, слово "апостол" в данных случаях не используется, только иногда дается в сноске.
Ин 13:16 "...и посланник не больше пославшего его"
2 Кор 8:23 "...а что до братьев наших, это-посланники церквей..." GNB ... а что до других братьев,
путешествующих с ним, это-представители церквей (сноска RSV: апостолы; NEB: выборные
представители от наших общин; NIV: представители церквей)"
Флп 2:25 "...Епафродита, ... вашего посланника."
В двух последних случаях из контекста видно, что имеются в виду представители церквей, а не Иисуса
Христа (тогда как в первом случае из более широкого контекста явствует, что речь в конечном счете
идет об апосто лах). Четвертый раз это слово встречается в Послании к Евреям (3:1). И хотя в
большинстве английских переводов в данном случае используется слово apostle, совершенно очевидно,
что оно употреблено в значении 1, а не в значении 2. Вероятно, автор использовал здесь слово
апостолос вместо более распространенного ангелос отчасти потому, что последнее употребляется в 1 и
2 главах данного послания в своем особом значении "ангел", и еще потому, что слово апостолос
больше ассоциируется с понятием человека, наделенного полномочиями, чем слово ангелос.
Евр 3:1 "... уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа." т. е.
Иисуса, представляющего в одном лице и Посланника к людям и Бога [Отца], явившего им истину, в
которую они уверовали, и их Первосвященника. Другой пример использования этого слова в значении 1
находим в Евангелии от Луки (11:49), повторяющем пророчество о таких посланцах как Иоанн
Креститель, а возможно, и о Самом Иисусе (сравните Евр 3:1) и двенадцати апостолах.
Лк 11:49 "Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них
одних убьют, а других изгонят."
Варианты перевода слова "апостол" в значении 1: представитель, посланник тот, кто представляет тот,
кто послан (постарайтесь использовать глагольную форму) См. также "Варианты перевода слова
"апостол" в значении 2" ниже.
2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени, Апостол
В этом значении греческое слово апостолос всегда переводится как "апостол". Остановимся на нем
подробнее. Рассмотрим в отдельности употребление его в Евангелиях (до Пятидесятницы), а затем в
Деяниях и остальных новозаветных текстах (после Пятидесятницы).
В Евангелиях термин "апостол" первым вводит Сам Иисус, называя так двенадцать избранных Своих
учеников, которые повсюду должны были следовать за Ним и которым впоследствии суждено было
стать основателями и руководителями Церкви. За исключением нескольких мест Евангелия от Луки,
евангелисты используют этот термин только тогда, когда описывают сам момент избрания их Иисусом
или отправления их на проповедь или на служение. В других случаях евангелисты называют их, как
правило, не "апостолами", а "учениками"; поскольку они в это время еще только проходят период
научения при Христе. И только после Пятидесятницы и сошествия Святого Духа они могут взять на
себя роль основателей и руководителей Церкви. Для более детального анализа различий значения слов
"апостол" и "ученик" см. статью
УЧЕНИК
. Ниже приводится полный перечень тех мест в Евангелиях,
где встречается слово "апостол" в значении 2:
Мф 10:2 "Двенадцать же Апостолов имена следующие: первый Симон, называемый Петром, и
Андрей..."
Мк 3:4 "и поставил из них двенадцать, назвав их Апостолами." Слова "назвав их Апостолами"
присутствуют не во всех редакциях текста. Возможно, в оригинальном тексте, написанном
евангелистом Ма рком, их и не было. Они могли быть вставлены позднейшими переписчиками по
ассоциации с параллельным отрывком из Евангелия от Луки 6:13.
Мк 6:30 "И соб
ались Апостолы к Иис
с
и
ассказали Ем
все, и что сделали, и чем
на
чили."