АПОСТОЛ
В обычном употреблении греч. существительное ap'ostolos, ап\'остолос переводится как "посланник", "полномочный представитель", "тот, кого послали с поручением". В Новом Завете это слово обретает особый смысловой оттенок - оно означает полномочного представителя Иисуса Христа. Таким образом, в Новом Завете этот термин имеет два значения:
1. Посланник, полномочный представитель; тот, кто послан, чтобы действовать от имени пославшего его; тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо.
2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени. Это особое значение введено Самим Иисусом Христом по отношению к тем, кого Он избрал для распространения учения о Его Царстве и устроения Его Церкви на Земле. В Новом Завете слово "апостол" гораздо чаще встречается в значении 2, чем в значении 1.
1. Посланник, полномочный представитель: тот, кто послан, чтобы действовать от имени пославшего его: тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо, т. е. в самом общем смысле чей-либо представитель (не обязательно Иисуса Христа). В Новом Завете греческое слово апостолос в значении 1 встречается четыре раза, причем в переводе, как правило, слово "апостол" в данных случаях не используется, только иногда дается в сноске.
Ин 13:16 ...и посланник не больше пославшего его 2 Кор 8:23 ...а что до братьев наших, это-посланники церквей... GNB... а что до других братьев, путешествующих с ним, это-представители церквей (сноска RSV: апостолы; NEB: выборные представители от наших общин; NIV: представители церквей) Флп 2:25 ...Епафродита, ... вашего посланника. В двух последних случаях из контекста видно, что имеются в виду представители церквей, а не Иисуса Христа (тогда как в первом случае из более широкого контекста явствует, что речь в конечном счете идет об апостолах). Четвертый раз это слово встречается в Послании к Евреям (3:1). И хотя в большинстве английских переводов в данном случае используется слово apostle, совершенно очевидно, что оно употреблено в значении 1, а не в значении 2. Вероятно, автор использовал здесь слово апостолос вместо более распространенного ангелос отчасти потому, что последнее употребляется в 1 и 2 главах данного послания в своем особом значении "ангел", и еще потому, что слово апостолос больше ассоциируется с понятием человека, наделенного полномочиями, чем слово ангелос.
Евр 3:1 ... уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа.
т. е. Иисуса, представляющего в одном лице и Посланника к людям и Бога [Отца], явившего им истину, в которую они уверовали, и их Первосвященника. Другой пример использования этого слова в значении 1 находим в Евангелии от Луки (11:49), повторяющем пророчество о таких посланцах как Иоанн Креститель, а возможно, и о Самом Иисусе (сравните
Евр 3:1 ) и двенадцати апостолах.
Лк 11:49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят.
Варианты перевода слова "апостол" в значении 1:
представитель, посланник
тот, кто представляет
тот, кто послан (постарайтесь использовать глагольную форму) См. также "Варианты перевода слова "апостол" в значении 2" ниже.
2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени, Апостол В этом значении греческое слово апостолос всегда переводится как "апостол". Остановимся на нем подробнее. Рассмотрим в отдельности употребление его в Евангелиях (до Пятидесятницы), а затем в Деяниях и остальных новозаветных текстах (после Пятидесятницы).
В Евангелиях термин "апостол" первым вводит Сам Иисус, называя так двенадцать избранных Своих учеников, которые повсюду должны были следовать за Ним и которым впоследствии суждено было стать основателями и руководителями Церкви. За исключением нескольких мест Евангелия от Луки, евангелисты используют этот термин только тогда, когда описывают сам момент избрания их Иисусом или отправления их на проповедь или на служение. В других случаях евангелисты называют их, как правило, не "апостолами", а "учениками"; поскольку они в это время еще только проходят период научения при Христе. И только после Пятидесятницы и сошествия Святого Духа они могут взять на себя роль основателей и руководителей Церкви.
Для более детального анализа различий значения слов "апостол" и "ученик" см. статью УЧЕНИК.
Ниже приводится полный перечень тех мест в Евангелиях, где встречается слово "апостол" в значении 2:
Мф 10:2 Двенадцать же Апостолов имена следующие: первый Симон, называемый Петром, и Андрей... Мк 3:4 и поставил из них двенадцать, назвав их Апостолами. Слова "назвав их Апостолами" присутствуют не во всех редакциях текста. Возможно, в оригинальном тексте, написанном евангелистом Марком, их и не было. Они могли быть вставлены позднейшими переписчиками по ассоциации с параллельным отрывком из Евангелия от Луки 6:13.
Мк 6:30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Здесь речь идет о возвращении двенадцати учеников Христовых, посланных Им попарно на проповедь, как это описано в Евангелии от Марка 6:7: "... начал посылать их [греч. глагол апост\'елло] их по два". Таким образом, в данном случае слово ап\'остолос может быть истолковано как в значении 1, так и в значении 2.
Лк 6:13 [Иисус] призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами. Лк 9:10 Апостолы возвратившись рассказали Ему, что они сделали (параллельное место: Мк 6:30 ).Лк 17:5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Лк 22:14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним [Тайная вечеря]. Лк 24:10 То были Мария Магдалина ... и другие с ними, которые сказали об этом Апостолам. В Деяниях и остальных новозаветных текстах слово "апостол" чаще всего используется для обозначения тех, на кого Иисус Христос возложил миссию стать основателями Церкви, и кто принял на себя бремя и честь этого служения. Только в Деяниях это слово встречается тридцать раз.
Отметьте для себя следующее: это понятие обозначает одиннадцать ближайших учеников Иисуса (
Мк 6:30 ;Лк 6:13 ) и Матфия, избранного вместо Иуды (Деян 1:15-26 ). Кроме того вДеян 14:3-4 и14 оно использовано по отношению к Варнаве и Павлу, особо избранным Святым Духом и вступивших на путь служения Церкви (Деян 13:2-3 ). Павел часто сам называет себя Апостолом Иисуса Христа (Рим 1:1; 11:13 ;1 Кор 1:1; 9:1; 15:9 ;Еф 1:1 ), подчеркивая полномочия, дарованные ему Иисусом Христом. Однако в Новом Завете есть еще по крайней мере три места, где словом "апостол" названы и другие люди. Следовательно, этот термин распространяется на некоторых особо избранных Иисусом Христом людей, призванных стать основателями Церкви:
Рим 16:7 Приведите Андроника и Юнию, ... прославившихся между Апостолами... Большинство переводчиков и комментаторов с древнейших времен считает, что здесь подразумевается, что Андроник и Юния тоже Апостолы:
JB ... прославленных Апостолов Андроника и Юнию... Но есть и другое мнение, интерпретирующее данный греческий текст таким образом, что Андроник и Юния оказываются не Апостолами, а людьми, заслужившими уважение Апостолов.
Гал 1:19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. В данном случае греческий оригинал также не позволяет с точностью определить, относится ли этот термин к Иакову или нет.
Обратите внимание на альтернативные варианты перевода, подразумевающие, что Иаков не был Апостолом:
NIV Никого из Апостолов я больше не видел - только Иакова, брата Господня. JBЯ не видел никого из других Апостолов; я видел только Иакова, брата Господня. 1 Фес 2:6 Мы могли явиться с важностью,как Апостолы Христовы. Здесь "мы" относится к Павлу и Силуану (Силе), упомянутым в
1 Фес 1:1 . Тому, что Сила был причислен к Апостолам имеется свидетельство вДеян 15:40 . А Тимофей, насколько можно судить по другим посланиям Павла, Апостолом не был.
б. Основные функции Апостолов сводились к следующему: - свидетельствовать о том, что Иисус Христос действительно воскрес из мертвых (
Деян 1:21-22; 3:15; 13:31 )- проповедовать Евангелие и основывать церкви (
Деян 5:42; 6:4; 14:21-23 ;Гал 2:7-9 )- поддерживать духовный авторитет в церкви: гарантировать правильность вероучения и решать практические вопросы церковной жизни (
Деян 4:37; 6:1-6; 9:27; 15:2, 4, 6, 22-23 ;Еф 2:20 )Тот факт, что Господь дал Апостолам власть, подтверждается тем, что Он наделил их способностью творить чудеса Именем Иисуса Христа (
Деян 2:43; 5:12; 19:11-12 ;2 Кор 12:12 ).
Наиболее часто встречающиеся словосочетания:
Апостолы ипророки ( Апостолы ипресвитеры(старейшины)Еф 2:20; 3:5 ;Откр 18:20 ) И те и другие служат орудиями Божиими, указывая людям от Его Имени путь спасения. Апостолы проповедуют Евангелие и основывают церкви, пророки своими провозвестиями назидают и укрепляют верующих.( Апостолы ибратья(Деян 15:4, 6, 22-23; 16:4 ) Поскольку главнейшая функция Апостолов - осуществлять в Церкви верховную власть, они часто соотносятся с другими первенствующими в Церкви лицами. Разница между Апостолами и пресвитерами состоит в том, что последние возглавляли только поместные церкви, в то время как Апостолы руководили Церковью в целом. Следует также отметить как первоочередную функцию апостолов - их миссионерское служение.Деян 11:1 )т. е. Апостолы и (все рядовые) члены церкви. Лжеапостолы(Еф 4:11 "И Он [Иисус] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями";2 Тим 1:11 "... я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников". Оба приведенные выше примера иллюстрируют разделение обязанностей внутри Церкви. Апостолы выполняли в ней свою, отличную от других, задачу, и в то же время делили со всеми остальными бремя общего служения Церкви.2 Кор 11:13 ,\\ ср.Откр 2:2 )Лжеапостолами назывались те, кто самовольно объявлял себя избранником Иисуса Христа, призванным Им на апостольское служение. Они утверждали, что говорят от Его Имени, а на деле проповедовали лжеучения и сбивали людей с пути истинного. Апостолы обязаны были хранить чистоту евангельских истин, в то время как лжеапостолы распространяли ложь. Слово "лжеапостолы" можно перевести как "лжецы", самовольно присвоившие себе звание Апостолов" или "те, кто выдавали себя за Апостолов".
Варианты перевода слова "апостол" в значении 2: Существует ли в местной культурной традиции какая-либо группа людей, исполняющих функции представителей или посланцев некоей высшей власти и наделенных полномочиями действовать от лица того, кого они представляют? Если да, то ее название - подходящий эквивалент для перевода слова "апостол", с необходимым добавлением "Иисуса Христа".
Другие варианты:
представители/посланцы Иисуса Христа
миссионеры Иисуса Христа Постарайтесь выбрать такое слово, которое передавало бы сочетание истины и власти. Однако, не забывайте, что смысл, заложенный в выбранном словосочетании, при переводе этого понятия на целевой язык в конечном счете зависит от самого новозаветного контекста и его толкования.
Обратите внимание: В некоторых местах в Евангелиях (например:
Мф 10:1, 3 ;Лк 9:1, 2-10; 22:3, 14 ) по отношению к двенадцати сначала употребляется слово "ученики" и только потом - "Апостолы". При переводе этих мест убедитесь, что из вашего текста понятно, что речь идет об одной и той же группе людей.
Родственное слово Существительное "апостольство" (греч. существительное апостол\'е) обозначает апостольское служение, его миссионерский аспект. Это слово встречается в следующих местах:
Деян 1:24-25 ... покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий этого служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... GNB... покажи нам, кого из этих двоих Ты избрал на служение апостольское вместо Иуды... Рим 1:5 Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы. GNBЧерез Него Бог даровал мне избрание апостольское... 1 Кор 9:2 ... ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
т. е. тот факт, что вы последовали за Христом, свидетельствует о том, что я действительно избран Им на апостольское служение. Сравнение слов "ангел", "апостол" (в значении 2) и "пророк". Все эти три термина объединяет то, что каждый из них подразумевает кого-то, кто действует от имени некоей высшей силы (Бога или Иисуса Христа), будучи наделен властью исполнять ее повеления. Рассмотрим различия их значений:
=38mm# =38mm# "ангел""апостол" "пророк" (в значении 2) (а) бесплотный дух человек человек (б) состоит на службе у Богавыполняет миссию, возложенную на него Иисусом Христом говорящий от имени Божия (в) его задача - доставить весть тому, кому она адресована, выполнять другие повеления Божииего задача - действуя от имени Иисуса Христа, властью Им данной, основывать церкви и ограждать их от лжеучений его задача - передавать людям то, что Бог внушает ему свыше, что им надлежит делать, что сулит им грядущее и т. п.
Рекомендации для дополнительного чтения:
Grudem W. The Gift of Prophecy in the New Testament and Today. Eastbourne: Kingsway, 1988. [В этой работе утверждается, что Апостолы соответствуют ветхозаветным пророкам, но новозаветное пророчество отличается от ветхозаветного.]