ПЕРВОСВЯЩЕННИК
Греч. существительное arqiere'us, архиер\'евс "первосвященник" употребляется в двух различных значениях:
1. В единственном числе оно означает главу всех священников - Первосвященника (иначе - Великого священника).
2. Во множественном числе это слово употребляется по отношению верховных священников, возглавляющих священническую иерархию. Более детальный анализ слова "священник" см. в статье СВЯЩЕННИК.
1. Первосвященник (Великий священник) В единственном числе, греческое слово архиеревс почти всегда означает единственного верховного священника, начальника всей священнической иерархии, избранного на особое служение. Оно совершается первосвященником один раз в год, в День Очищения, когда он, облачившись в особые одежды (
Исх 28 ), может войти в Святая Святых, чтобы окропить ковчег завета кровью жертвенных животных, принося тем самым очистительную жертву, избавляющую людей от грехов (Лев 16 ;Евр 9:7 ). В Послании апостола Павла к Евреям (Евр 5:1-4; 8:3 иЕвр 9:23-26 ) описываются обязанности Первосвященника. В Ветхом Завете Первосвященник принимал помазание елеем, символизирующее его избранничество (Исх 29:7; 21:10 ) и власть, данную ему Богом. Обычных священников поставляли без помазания елеем. По ветхозаветному Закону Первосвященник исполнял свое служение пожизненно. В новозаветные времена Первосвященник исполнял также функции председателя Синедриона (иудейского Верховного Суда). Тем самым он был верховным судьей и обладал огромным влиянием и властью.
Мф 26:56-65 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе, первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины... И тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!...
См. также: Мк 14:53-63 ;Ин 18:13 .
Более широкое значение В Послании к Евреям проводится сравнение Христа с Первосвященником. И хотя Иисус не происходил из рода Ааронова, подобно остальным Первосвященникам, апостол Павел все же причисляет Его к их числу по следующим причинам:
а. Он, подобно Первосвященнику, принес искупительную жертву за грехи людские. Только обычный Первосвященник приносил в жертву животных, а Христос принес в жертву Самого Себя ( Евр 9:26, 28 ).
б. Подобно Первосвященнику, Он вошел в святилище Божие от лица всех людей ( Евр 9:12 ).
2. Священноначальники, первосвященники Во множественном числе греч. существительное архиеревс означает вообще верховных священников. "Множественное число... обозначает членов Синедриона, принадлежавших к первосвященническим родам: высших членов священнической иерархии, уже отбывших эти должности, а также взрослых мужчин из наиболее выдающихся священнических семей" [Арндт и Гингрич]. Иеремия говорит, что последние должны занимать верховные священнические посты при Храме. В любом случае, это - группа наиболее влиятельных людей в священнической иерархии.
В этом значении слово архиеревс только один раз употребляется в единственном числе - в
Деян 19:14 : "Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы". Этот Скева не внесен в официальный список Первосвященников. Таким образом, можно сделать вывод, что он был не Первосвященником, а просто одним из членов высшей священнической иерархии. Священноначальники были зачастую тесно связаны с другими влиятельными группами, особенно с книжниками и старейшинами. Анализ значения слова "книжник" см. в статье КНИЖНИК. Что же касается "старейшин", то это были члены Верховного Суда (синедриона), будучи выходцами из знатных, но не священнических родов.В Новом Завете об этой связи священноначальников с другими группами влиятельных лиц, свидетельствуют следующие словосочетания:
"первосвященники и начальники", т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона.
Лк 23:13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ ...
Также: Лк 24:20 ; Деян. 25:2: первосвященник и знатнейшие из иудеев."старейшины и первосвященники и книжники", т. е. члены Синедриона
(Порядок их перечисления в разных источниках различен).
Мф 16:21 ... что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников...
См. также: Мф 26:41 ;Мк 8:31; 11:27; 14:43, 53; 15:1 ;Лк 9:22; 20:1 .См. также:
Лк 19:47 : Первосвященники же и книжники и старейшины народа."первосвященники и книжники"
(Порядок, в котором они перечисляются, в разных источниках разный)
Мф 2:4 И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? "первосвященники и фарисеи", т. е. священноначальники и наиболее влиятельные фарисеи - члены Синедриона.
См.:
Мф 21:45; 27:62 ;Ин 7:32, 45; 11:47, 57; 18:3 ."первосвященники и старейшины"
Мф 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа...
См. также: Мф 26:3, 47; 27:1, 3, 12, 20 ;Деян 4:23; 23:14; 25:15 ."первосвященники и старейшины и весь синедрион" (т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона)
Мф 26:59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти. "начальник стражи и прочие первосвященники", т. е. начальник храмовой стражи и прочие верховные священники.
Деян 5:24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. "первосвященники и начальники"
Лк 22:4 И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Скорее всего, во множественном числе слово "начальник" (греч.
strathg'os, стратэг\'ос) означает начальника храмовой стражи и его помощников, занимающих видное место в иерархии Иерусалимского Храма. "первосвященники, начальники храма и старейшины"
См.
Лк 22:52 ."первосвященники и служители"
См.
Ин 19:6 ."священник"
См. статью СВЯЩЕННИК.
Варианты перевода слов "первосвященник" и "первосвященники": Обратите внимание: нужно различать три основные группы:
"священники" - более общий термин, подразумевающий вообще всех священнослужителей. Более подробно о вариантах перевода этого слова см. статью СВЯЩЕННИК.
"Первосвященник" - только верховный священник, глава священнической иерархии.
"первосвященники" - немногочисленная группа членов высшей священнической иерархии.
Во многих языках при переводе можно отталкиваться от ключевого понятия "священник" и модифицировать его:
священник (варианты см. в статье СВЯЩЕННИК)
главные/верховные священники (первосвященники)
самый главный священник, начальник всех священников, глава священников (Первосвященник)
При переводе на некоторые языки можно последовать примеру греческого оригинала, где слова "Первосвященник" и "первосвященники" различаются лишь по их употреблению в единственном или множественном числе, в зависимости от контекста. Однако в этом случае необходимо каждый раз тщательно анализировать текст, чтобы не произошло искажения смысла. Кроме того, эти термины нужно внести в глоссарий и снабдить необходимыми пояснениями, раскрывающими существующую между ними разницу.
Примечание относительно перевода слова "Первосвященник" в Евангелии от Иоанна (
Ин 18:15-24 ).В данном случае возникает проблема, связанная с толкованием слова "Первосвященник", поскольку здесь оно употребляется по отношению к двум разным людям.
В стихе 13 утверждается, что в тот год первосвященником был Каиафа. По поводу Анны говорится, что он был тестем Каиафы. Возможно, они жили в одном доме. Именно в дом Анны вначале привели Иисуса.
В стихах 15-18 под "Первосвященником" подразумевается именно Каиафа. Однако в стихе 19 слово "Первосвященник" относится к Анне, поскольку именно к нему привели Иисуса на допрос (стих. 13). Более того, в 24 стихе утверждается, что допросив Иисуса, Анна послал Его к Первосвященнику Каиафе. А раз после допроса, описанного в стихах 19-23, Анна отослал Иисуса к Каиафе, значит сам Каиафа в допросе не участвовал. Таким образом, стихи 19-24 нельзя считать параллельным текстом к
Мф 26:59-66 ;Мк 14:55-64 иЛк 22:66-71 . Исторический контекст описанных в данном отрывке событий таков: за несколько лет до того, как Иисус вышел на Свое служение, Первосвященником был Анна. Однако римский прокуратор сместил его с этой должности. В течение трех последних лет на этом посту сменилось четыре человека. Последним из них был Каиафа, зять Анны. Что же касается последнего, то он, хоть и лишился официального титула Первосвященника, по-прежнему пользовался среди иудеев большим влиянием. Кроме того, по иудейской традиции, бывшего Первосвященника продолжали называть этим титулом и после того, как он оставлял свой пост. ИзЛк 2:3 иДеян 4:6 можно заключить, что Анна пользовался не меньшим, если не большим, авторитетом, чем его зять.
Рекомендации для дополнительного чтения:
Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. London: SCM Press and Philadelphia: Fortress Press, 1969, с. 147-181.