ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Греч. существительное arqiere'us, архиер\'евс "первосвященник" употребляется в двух различных значениях:

1.В единственном числе оно означает главу всех священников - Первосвященника (иначе - Великого священника).

2.Во множественном числе это слово употребляется по отношению верховных священников, возглавляющих священническую иерархию.

Более детальный анализ слова "священник" см. в статье СВЯЩЕННИК.

1.Первосвященник (Великий священник)

В единственном числе, греческое слово архиеревс почти всегда означает единственного верховного священника, начальника всей священнической иерархии, избранного на особое служение. Оно совершается первосвященником один раз в год, в День Очищения, когда он, облачившись в особые одежды (Исх 28), может войти в Святая Святых, чтобы окропить ковчег завета кровью жертвенных животных, принося тем самым очистительную жертву, избавляющую людей от грехов (Лев 16; Евр 9:7). В Послании апостола Павла к Евреям (Евр 5:1-4; 8:3 и Евр 9:23-26) описываются обязанности Первосвященника. В Ветхом Завете Первосвященник принимал помазание елеем, символизирующее его избранничество (Исх 29:7; 21:10) и власть, данную ему Богом. Обычных священников поставляли без помазания елеем. По ветхозаветному Закону Первосвященник исполнял свое служение пожизненно. В новозаветные времена Первосвященник исполнял также функции председателя Синедриона (иудейского Верховного Суда). Тем самым он был верховным судьей и обладал огромным влиянием и властью.

Мф 26:56-65 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе, первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины... И тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!...

См. также: Мк 14:53-63; Ин 18:13.

Более широкое значение

В Послании к Евреям проводится сравнение Христа с Первосвященником. И хотя Иисус не происходил из рода Ааронова, подобно остальным Первосвященникам, апостол Павел все же причисляет Его к их числу по следующим причинам:

а.Он, подобно Первосвященнику, принес искупительную жертву за грехи людские. Только обычный Первосвященник приносил в жертву животных, а Христос принес в жертву Самого Себя (Евр 9:26, 28).

б.Подобно Первосвященнику, Он вошел в святилище Божие от лица всех людей (Евр 9:12).

2.Священноначальники, первосвященники

Во множественном числе греч. существительное архиеревс означает вообще верховных священников. "Множественное число... обозначает членов Синедриона, принадлежавших к первосвященническим родам: высших членов священнической иерархии, уже отбывших эти должности, а также взрослых мужчин из наиболее выдающихся священнических семей" [Арндт и Гингрич]. Иеремия говорит, что последние должны занимать верховные священнические посты при Храме. В любом случае, это - группа наиболее влиятельных людей в священнической иерархии.

В этом значении слово архиеревс только один раз употребляется в единственном числе - в Деян 19:14: "Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы". Этот Скева не внесен в официальный список Первосвященников. Таким образом, можно сделать вывод, что он был не Первосвященником, а просто одним из членов высшей священнической иерархии. Священноначальники были зачастую тесно связаны с другими влиятельными группами, особенно с книжниками и старейшинами. Анализ значения слова "книжник" см. в статье КНИЖНИК. Что же касается "старейшин", то это были члены Верховного Суда (синедриона), будучи выходцами из знатных, но не священнических родов.

В Новом Завете об этой связи священноначальников с другими группами влиятельных лиц, свидетельствуют следующие словосочетания:

"первосвященники и начальники", т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона.

Лк 23:13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ ...

Также: Лк 24:20; Деян. 25:2: первосвященник и знатнейшие из иудеев.

"старейшины и первосвященники и книжники", т. е. члены Синедриона

(Порядок их перечисления в разных источниках различен).

Мф 16:21 ... что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников...

См. также: Мф 26:41; Мк 8:31; 11:27; 14:43, 53; 15:1; Лк 9:22; 20:1.

См. также: Лк 19:47: Первосвященники же и книжники и старейшины народа.

"первосвященники и книжники"

(Порядок, в котором они перечисляются, в разных источниках разный)

Мф 2:4 И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

"первосвященники и фарисеи", т. е. священноначальники и наиболее влиятельные фарисеи - члены Синедриона.

См.: Мф 21:45; 27:62; Ин 7:32, 45; 11:47, 57; 18:3.

"первосвященники и старейшины"

Мф 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа...

См. также: Мф 26:3, 47; 27:1, 3, 12, 20; Деян 4:23; 23:14; 25:15.

"первосвященники и старейшины и весь синедрион" (т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона)

Мф 26:59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти.

"начальник стражи и прочие первосвященники", т. е. начальник храмовой стражи и прочие верховные священники.

Деян 5:24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

"первосвященники и начальники"

Лк 22:4 И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

Скорее всего, во множественном числе слово "начальник" (греч. strathg'os, стратэг\'ос) означает начальника храмовой стражи и его помощников, занимающих видное место в иерархии Иерусалимского Храма.

"первосвященники, начальники храма и старейшины"

См. Лк 22:52.

"первосвященники и служители"

См. Ин 19:6.

"священник"

См. статью СВЯЩЕННИК.

Варианты перевода слов "первосвященник" и "первосвященники":

Обратите внимание: нужно различать три основные группы:

"священники" - более общий термин, подразумевающий вообще всех священнослужителей. Более подробно о вариантах перевода этого слова см. статью СВЯЩЕННИК.

"Первосвященник" - только верховный священник, глава священнической иерархии.

"первосвященники" - немногочисленная группа членов высшей священнической иерархии.

Во многих языках при переводе можно отталкиваться от ключевого понятия "священник" и модифицировать его:

священник (варианты см. в статье СВЯЩЕННИК)

главные/верховные священники (первосвященники)

самый главный священник, начальник всех священников, глава священников (Первосвященник)

При переводе на некоторые языки можно последовать примеру греческого оригинала, где слова "Первосвященник" и "первосвященники" различаются лишь по их употреблению в единственном или множественном числе, в зависимости от контекста. Однако в этом случае необходимо каждый раз тщательно анализировать текст, чтобы не произошло искажения смысла. Кроме того, эти термины нужно внести в глоссарий и снабдить необходимыми пояснениями, раскрывающими существующую между ними разницу.

Примечание относительно перевода слова "Первосвященник" в Евангелии от Иоанна (Ин 18:15-24).

В данном случае возникает проблема, связанная с толкованием слова "Первосвященник", поскольку здесь оно употребляется по отношению к двум разным людям.

В стихе 13 утверждается, что в тот год первосвященником был Каиафа. По поводу Анны говорится, что он был тестем Каиафы. Возможно, они жили в одном доме. Именно в дом Анны вначале привели Иисуса.

В стихах 15-18 под "Первосвященником" подразумевается именно Каиафа. Однако в стихе 19 слово "Первосвященник" относится к Анне, поскольку именно к нему привели Иисуса на допрос (стих. 13). Более того, в 24 стихе утверждается, что допросив Иисуса, Анна послал Его к Первосвященнику Каиафе. А раз после допроса, описанного в стихах 19-23, Анна отослал Иисуса к Каиафе, значит сам Каиафа в допросе не участвовал. Таким образом, стихи 19-24 нельзя считать параллельным текстом к Мф 26:59-66; Мк 14:55-64 и Лк 22:66-71. Исторический контекст описанных в данном отрывке событий таков: за несколько лет до того, как Иисус вышел на Свое служение, Первосвященником был Анна. Однако римский прокуратор сместил его с этой должности. В течение трех последних лет на этом посту сменилось четыре человека. Последним из них был Каиафа, зять Анны. Что же касается последнего, то он, хоть и лишился официального титула Первосвященника, по-прежнему пользовался среди иудеев большим влиянием. Кроме того, по иудейской традиции, бывшего Первосвященника продолжали называть этим титулом и после того, как он оставлял свой пост. Из Лк 2:3 и Деян 4:6 можно заключить, что Анна пользовался не меньшим, если не большим, авторитетом, чем его зять.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. London: SCM Press and Philadelphia: Fortress Press, 1969, с. 147-181.