ЛЕВИТ
Левий был одним из двенадцати сыновей Иакова (получившего имя Израиль), родоначальника двенадцати колен (племен или родов) израильского народа. Потомками Левия были и братья Моисей и Аарон. Когда Бог дал Моисею закон Свой на горе Синай, он дал ему также точные указания относительно того, как следует устроить Скинию и как совершать в ней жертвоприношения. (См. статью СКИНИЯ). Брат Моисея Аарон был избран Богом на служение Ему в Скинии в качестве Первосвященника, а в священники должны были, по воле Божией, посвящаться только сыновья Аарона и их потомки.
Итак, священники избирались только из потомков Левия и только из рода Ааронова. А все остальные мужчины из колена Левия стали называться "левитами". На них возлагалась обязанность выполнять менее важные функции в Скинии, а позднее в Иерусалимском Храме, например, следить за состоянием священных предметов и сосудов, используемых для богослужения.
Аарон и его сыновья стали называться "священниками", а все остальные потомки Левия - "левитами".
Когда земля Ханаанская была поделена между коленами Израилевыми, колено Левия не получило надела, поскольку они были призваны служить Богу в Скинии. Вместо земельного надела все остальные одиннадцать колен обязаны были отдавать колену Левия десятую часть урожая, собранного с полученной земли. Описание того, как левиты были призваны на службу в Скинии дано в третьей главе книги Чисел, а в четвертой главе детально описываются их обязанности. Еще подробнее обязанности и привилегии левитов перечисляются в восемнадцатой главе. В новозаветные времена в обязанности левитов входила игра в Храме на музыкальных инструментах, подготовка книги Закона к чтению, уборка Храма и служба в его охране.
Слово "племя" обычно обозначает группу людей, происходящих от общего предка - родоначальника. Слово "род" - одна из составных частей "племени": он состоит из потомков одного из потомков этого родоначальника - патриарха. Народ Израилев, состоящий из потомков Израиля (Иакова), - это тоже "племя", разделенное на двенадцать родов, восходящих к двенадцати сыновьям Израиля. При переводе тщательно анализируйте историческую ситуацию и правильно подбирайте эквиваленты.
В Новом Завете левиты упоминаются только четыре раза:
Ин 1:19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Деян 4:36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою ... - левит, родом Кипрянин.
Варианты перевода термина "левит" в Ин 1:19; 4:36:
один из колена/из рода Левия
потомок Левия
Лк 10:32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. В притче о добром самарянине левит упоминается потому, что он подобно священнику, о котором говорится в стихе 31, участвовал в богослужении в Иерусалимском Храме и, также как и священник, официально принадлежал к иудейскому духовенству, в отличие от самарянина. Иудеи ненавидели и презирали самарян.
Варианты перевода термина "левит" в Лк 10:32: Поскольку здесь нужно подчеркнуть, что речь идет именно о священнослужителе, можно дать небольшое пояснение. Это можно сделать в сноске или с помощью описательного перевода, или уточнения в скобках, введенного непосредственно в текст.
$[ один из колена/рода Левия потомок Левия]$
(который обычно прислуживал в Храме) Удостоверьтесь, что ваш перевод передает различие между "священником" и "левитом". Подробное объяснение роли левитов можно дать в глоссарии.
Евр 7:11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левийского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Здесь использована форма прилагательного. "Левитское священство" означает священников, принадлежащих к колену Левия, а именно: потомков Аарона, которые совершали жертвоприношения Богу в Скинии и в Храме, в отличие от Мелхиседека, который не был потомком Левия.
Вариант перевода Евр 7:11: Когда-то Бог дал предкам иудеев Закон и Сам избрал Себе священников из колена Левия и Аарона, которые исполняли служение Ему согласно этому Закону. И если бы их служение помогало людям достигать совершенства, никогда не понадобился бы другой священник, похожий на Мелхиседека, а не на Аарона.
Другие слова для сравнения: См. также статьи СВЯЩЕННИК и КНИЖНИК.
Схема сравнительного анализа этих терминов приводится в статье СВЯЩЕННИК.
Рекомендации для дополнительного чтения:
Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. Fortress Press, Philadelphia, с. 207 - 213.